1.Подзаголовок “Сентиментальная повесть” указывает на то, что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах.
2.Сюжет прост: во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку, знакомиться с ней. Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви. Мечтатель сочувствует Настеньке, от всей души старается помочь, желает счастья, но скоро понимает, что сам влюблен в нее. Признание состоялось, хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала, что влюбляться в нее нельзя. На исходе 4 ночи, когда счастье уже было так возможно, за Настенькой является ее избранник. А Мечтатель остается один.
3.Композиция ее состоит из 4 глав - 4 ночей, 5 глава называется “Утро”; Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом.
Повествование ведется от 1-го лица, от лица героя, который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ-исповедь.
4.Они оба молоды, чисты душой, добры и искренни, а еще они живут с ожиданием чуда…, с надеждой на счастье. Они сдружились из-за схожести характеров. Потеря была велика, потому что в Настеньке наш герой нашел воплощение своей мечты, и что еще важнее, нашел доброго друга. Настенька верная и преданная девушка. Весь год она любила своего избранника и жила надеждой на счастье. Мы не знаем, как сложится ее судьба. Но видим, что с Мечтателем она была бы окружена любовью и заботой.)
Мечтатель снова остается один, но все же благословляет Настеньку.
5.Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве с судьбой за свое крошечное счастье. Изменится ли он вообще? Скорее всего, нет, потому что тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью, полной противоречий, горестей и несчастий. Сам герой неспособен противостоять этой действительности, не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии. Он уходит в себя, замыкается в фантастическом мире отвлеченных мечтаний.
6.Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Ф. М. Достоевского. В 1838 году писатель впервые приезжает в этот город и ощущает его как среду, глубоко воздействующую на человека.
Во всех произведениях Достоевский создает образ Петербурга, холодного, бездушного, равнодушного к судьбе человека.