Образ
рябины не возникает, а повторяется (обрамляет стих!) в финале, с него начинается стихотворение! А между началом
и финалом – упомянут Иоанн Богослов, чей образ ассоциируется с концом Света, с Апокалипсисом. 8 октября - поминание его преставления.
Марина
Ивановна Цветаева родилась осенью 1892
года, 26 сентября по старому или 8 октября по новому стилю, в пору листопада и
пламенеющих рябин. С ее рождением "рябина зажглась".
Поэтическая
молодость Марины пришлась на время расцвета символизма, для которого характерны
недосказанность, намеки, символы, знаки.
Поэтому
ее творчество сопровождает этот образ русского дерева, чьи ягоды в преддверии
зимы становятся ярко-красными, огненными, "жаркими".
Это не реально описанное
дерево, а знак судьбы, предопределение.
Рябина - последняя перед зимой яркая краска, опушенная
снегом ягода, пища дроздов свиристелей и снегирей.
Жаркая
рябина символизирует страстность натуры, гордыню, исключительность, но и в то
же время трагичность, одиночество, зиму.
И " жаркой
рябины горькая кисть" – то, что декларирует Марина Цветаева, к чему она будет привязана всегда, как
утверждает в последней строфе. Это ее судьба,
жизненная и поэтическая, терпкая, суховатая, в которой много горечи и горестей.
О ней поэтесса пока догадывается,
стихотворение датировано:16 августа 1916. Но
Цветаева не желает другой, хочет грызть
горькую, но яркую и своеобразную
кисть-жизнь, грызть, пока не кончатся все годы-ягоды.