В публицистических сочинениях Ивана Грозного, Андрея
Курбского, Ивана Пересветова поднимаются важнейшие проблемы
государственного управления, взаимоотношений государя и подданных,
церкви и великокняжеской или царской власти. Расцвет публицистики в 16
в. совершенно естествен -- это было время сложных процессов
государственного строительства, напряженной идеологической борьбы. К
решению этих важнейших общественных задач и были привлечены основные
литературные силы. В этом одна из причин, почему литература вновь
становится по преимуществу деловой. Но другая и, пожалуй, основная
причина происшедших изменений в развитии литературы состоит в том, что
влиятельные церковники не только беспощадно расправились с еретиками, а
заодно и со всякого рода проявлением свободомыслия, но и объявили
решительную борьбу светскому началу в литературе -- «неполезным
повестям», «глумам и смехам», «писаниям внешним». Церковь решительно
требует, чтобы христиане не избегали «душеполезных повестей»,
«божественного писания». Эту идею регламентировать круг душеполезного
чтения в наилучшей степени реализовал гигантский кодекс, созданный по
инициативе новгородского архиепископа Макария (впоследствии
митрополита), -- «Великие минеи-четьи» -- свод всех «святых книг»,
которые «обретаются» на Руси.