Шопен сочинял почти исключительно для фортепьяно. Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в области фортепьянной музыки. Его пьесы в самых разных жанрах - мазурки, полонезы, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы. Шопен был настоящим новатором, часто отходившим от классических правил. Он открыл формы, вмещающие в себя новое, романтическое содержание.
Шопен был творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей славянские ладовые и интонационные элементы. То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Он разработал сугубо индивидуальные — лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его столь же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.
Фортепьянные пьесы Шопена могут быть условно разделены на две группы: «европейские» по мелодике, гармонии, ритму и отчетливо «польские» по колориту. К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, экспромтов, рондо и вальсов. Польскими являются мазурки и полонезы.
Шопен сочинил около трех десятков этюдов, цель которых - помочь пианисту в преодолении технических трудностей .
Хотя Шопен сначала освоил жанры фортепьянной миниатюры, он ими не ограничился. Так, им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Шопен написал 4 скерцо. Ему принадлежит более двадцати ноктюрнов — мечтательных, поэтичных. Особой популярностью пользуются его вальсы.