Не секрет, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Многие учителя и детские психологи утверждают, что существующая система «подстроена» под девочек: они более усидчивы, послушны, им легче дается «зубрежка». А мальчиков это не привлекает, они ходят в школу, чтобы общаться, тусоваться. Следует отметить и некоторые различия в умственной деятельности девочек и мальчиков. У девочек короче период вырабатываемости, а мальчики медленнее входят в работу. И пики работоспособности у них разные. Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, внимание мальчиков ослабевает. Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают на пошаговых технологиях.
У мальчиков хорошо работает соревнование. Для девочек соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их критикует и сравнивает. Нужно учитывать и такую особенность – мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, они лучше работают тогда, когда характер вопросов – открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций, и затем применять его в подобных типовых ситуациях.
Весьма образное высказывание на эту тему: «Надо с детства воспитывать более таинственные отношения между полами, а не портфелем по спине – и потом так по жизни. Только, думаю, сейчас мало кто над этим задумывается, и поэтому мало кто согласится с такими выводами. Слишком давно общее обучение навязано».
Исторически раздельное обучение сложилось раньше смешанного. Тем не менее, сейчас в обществе преобладает совместное обучение мальчиков и девочек. И в раздельном обучении есть главный недостаток – это возможность возникновения проблем в общении между девочками и мальчиками. То есть при недостатке совместного общения они могут просто не научиться понимать другой пол. А это, в свою очередь, создаст проблемы при образовании семьи, в трудовом коллективе и т.д. Именно поэтому раздельное обучение предлагается проводить под одной крышей – в одном здании, с общими переменами, совместными внешкольными мероприятиями и некоторыми совместными уроками. Таким образом, у ребят есть возможность проиграть самые разнообразные ситуации общения – и во время досуга, и в деловом взаимодействии. Но главное, чтобы у самих школьников (и их родителей) всегда был выбор, в каком классе учиться.В присутствии мальчиков девочки, которые, как известно, созревают раньше, больше озабочены впечатлением, которое производят, чем учебой. А мальчики свое внимание пока еще не могут выразить иначе, как через насмешки и обидные замечания. Уроки превращаются в войну полов. Тем более, что мальчикам на фоне явно повзрослевших ровесниц приходится чувствовать себя очень неуверенно.Отечественные исследователи считают, что девочки при совместном обучении с мальчиками часто теряют важные составляющие женского типа личности. Им приходится одновременно, и конкурировать с мальчиками в учебе, и пытаться понравиться им. Все это приводит к тому, что девочки становятся агрессивными, порой даже жестокими, теряют уважение к мужчине (и это серьезно подрывает будущую семейную жизнь). Но в то же время они чувствуют себя беспомощными перед силой и «взрывным» характером поведения мальчиков.В пользу раздельного обучения говорят и функциональные особенности женского и мужского мозга.Психологи знают, что учить ребенка с «правополушарным» мышлением нужно иначе, чем с «левополушарным». Девочки, как правило, «правополушарные», поэтому они более подвержены эмоциям, всю получаемую информацию должны «пропустить» через себя и прочувствовать. Девочки очень ярко воспринимают критику, особенно от старших, поэтому ее нужно дозировать. Мальчики же (и это известно «любому учителю) обладают потрясающей способностью «не слышать" наставлений и нотаций. Включается так называемый механизм сенсорной защиты в мозгу, который «срабатывает» при долгом эмоциональном напряжении. Поэтому нужно выбирать другой способ влияния на них, конкретизировать претензии и выражать их коротко