Это очень широкий вопрос, в котором очень много аспектов. Думаю, что вопросы о том, как жить в христианском браке с точки зрения отношений психологических и нравственных, более или менее, понятны. Поскольку брак не что иное, как осуществление единства между мужем и женой, то ясно, что если здесь не будет отношений любви как снисхождения, великодушия, терпения, благожелательства, то как можно поддерживать душевное единство двух этих лиц.
Понятно, что для осуществления этого единства в высшей степени важно единство стремлений. Если мы говорим о христианской семье, то это стремление к правильной христианской жизни, то есть к спасению. Это необходимо, и это касается и воспитания детей.
Что касается супружеских отношений, то кто-то подсчитывал, что постный дней, когда рекомендуется воздержание, больше половины. Надо понять, что для многих это бремя неудобоносимое, особенно для молодых людей, исполненных силы естественного влечения. Это природное явление, чисто естественное, установленное Самим Богом. Но здесь, конечно, требуется быть очень осторожным. Надо учесть, что брак - это богоустановленное действие, а не что-то постороннее или превосходящее человеческие силы.
Поэтому апостол Павел прямо написал, что если муж и жена по согласию, для того чтобы пребыть в молитве и посте, могут воздержаться от этих отношений. Именно по согласию и для упражнения в молитве и посте. Это согласие очень важно, особенно когда муж или жена не христиане или маловерующие. Другая половина обязательно должна учитывать это, и ни в коем случае из-за этого вопроса не доводить до расторжения брака или до введения другой половины в прелюбодеяние. В таком случае это будет смертельный грех. Необходима рассудительность, и нельзя возлагать бремя неудобоносимое на тех людей, которые не смогут этого вынести. Для этого всегда можно обратиться к священнику и найти разумные ограничения и разумные разрешения. Ведь церковные правила разрешают от поста больного или старого человека. Видимо, здесь мы видим подобную ситуацию. Влечение может иметь непреодолимый характер, поэтому к нему требуется такое же снисхождение, но разумное.
К свободе призваны вы, братья, - пишет апостол Павел, - только смотрите, чтобы эта свобода не стала угождением плоти. Но одно дело - угождение, другое - естественная потребность. Как говорили римляне, злоупотребление совсем не исключает употребления. Это вопрос очень деликатный, но он также должен рассматриваться, и не надо смотреть на эту сторону супружеской жизни, как на что-то неприкосновенное и непреодолимое. Супружеские отношения освящаются Церковью, поэтому в данном вопросе должна быть такая же разумность, как и во всех прочих вопросах поста.