Иван Александрович Хлестаков – один из главных героев комедии Н.В.
Гоголя «Ревизор». Сам автор так характеризует его: «молодой человек лет
двадцати трех, тоненький, худенький;… несколько приглуповат и, как
говорят, без царя в голове, - один из тех людей которых в канцеляриях
называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения».
Мы узнаем, что Хлестаков по дороге из Петербурга домой
проигрался в пух и прах. И теперь, без копейки денег, сидит в гостинице
уездного города N. Здесь-то его и находит городничий, принимая за
«важную птицу» - ревизора.
Хлестаков - это типичный «маленький человек», осознающий свое
полное ничтожество. Он служит в канцелярии и получает мизерную зарплату.
Но, в то же время, герой мечтает о другой жизни, которую он каждый день
видит в Петербурге. Хлестаков хочет чувствовать себя «значительным
лицом», вести роскошный образ жизни, хочет быть «любимцем дам»: «Но
никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и
говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня даже
приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали
ружьем».
Но на самом деле все это герою не дано. Не дано от рождения, а, значит, Хлестаков никогда этого не получит.
При этом Иван Александрович наделен талантом неудержимого
фантазера и враля. Гоголь говорит о нем, как о человеке «без царя в
голове». Кроме всего прочего, этот герой очень легкомыслен и
поверхностен, он не задумывается о последствии своих поступков. Именно
поэтому он, оказавшись в роли лжеревизора, начинает неудержимо врать о
себе: «Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь,
уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня
даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и
сделали ружьем».
Что самое интересное, Хлестаков сам верит в то, о чем говорит.
Он, завираясь, представляет себя и великим писателем, и генералом, и
общественным деятелем, чуть ли не самим государем-императором.
Без зазрения совести этот герой берет «в долг» от чиновников
деньги, зная, что не вернет их. Хлестаков считает допустимым волочиться
сразу за двумя дамами – женой и дочерью городничего, обеим обещая любовь
до гроба: «Это ничего! Для любви нет различия; и Карамзин сказал:
«Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй...»
И все это «безобразие» могло бы продолжаться еще долго. И
закончилось бы очень плачевно для самого Хлестакова, ведь герой не смог
бы вовремя остановиться. По счастливой случайности он уезжает из города,
и вскоре городничий и весь город узнают, что это был всего лишь
обманщик, лгун, вертопрах: «Сосульку, тряпку принял за важного человека!
Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по
всему свету историю».
По имени Хлестакова названо целое явление - «хлестаковщина». Оно
подразумевает и безудержное вранье, и легкомысленность, и
поверхностность, и глупость, и стремление выдать себя не за того, кем ты
являешься на самом деле, и безответственность.