Вершина творчества Д. И. Фонвизина — «Недоросль» (1782). Прошло около десяти лет со времени Крестьянской войны под предводительством Пугачева, потрясшей все основания Российской империи. Вопрос о причинах восстания, о возможности новых потрясений волновал передовые умы русского общества. «Недоросль» стал своеобразным ответом драматурга на эти вопросы.КОМЕДИЯ — драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.Одним из первых Фонвизин затронул тему крепостничества — основы современного ему социального строя. Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести дворянское государство “на самый край конечного разрушения и гибели”.ЭКСПОЗИЦИЯ – начальная часть, знакомство с героями.Что мы узнаем о героях пьесы из 1 действия?Примерка кафтана (явл. 1–3). Варварское отношение Простаковой к крепостным слугам, её властолюбие и деспотизм. Главная тема комедии обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой: “Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил” - вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола.Главный конфликт социально-политической жизни России - произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных - становится темой комедии.Как раскрываются в первых сценах характеры супругов Простаковых, Митрофана, Скотинина? Как они ведут себя, какова их речь?Тема барского произвола — главная в пьесе.Митрофанушка — избалованный и бессовестный “маменькин сынок”. Мать любит его (пусть по-своему), а Митрофан только прикидывается любящим. На самом деле он бессердечен, крайне эгоистичен и груб.Скотинин — тупой грубиян, жестокий помещик. Скотство - темное звериное начало, воля страстей, отсутствие разума.