Французский мыслитель и утопист Ш. Фурье (1772—1837) критиковал
современную ему систему семейного и общественного воспитания. Особое его
неприятие вызывали такие недостатки, как игнорирование индивидуальности
детей, применение физических наказаний, оторванность школы от жизни,
фактическое отсутствие трудовой подготовки, несформированность
практических умений и навыков. Разработанная Фурье педагогическая
концепция предусматривала план организации жизни подрастающего поколения
от рождения до зрелости. По мнению Фурье, «не школа, а мастерские,
кухня, опера являются средствами воспитания детей». Особое место в его
концепции занимают детские самоорганизации, в которых дети разделены по
характерам и склонностям: «маленькие орды» (шумные и бойкие дети) и
«маленькие банды» (тихие и спокойные дети).
Английский социалист-утопист Р. Оуэн (1771—1858) считал, что
общественные противоречия можно устранить путем распространения знаний, а
правильно поставленное воспитание есть ключ к решению социальных
проблем. Свои педагогические идеи Оуэн обобщил в очерках «Об образовании
человеческого характера» (1813—1814), где развил идею о соединении
обучения с производительным трудом, которую применил на практике.
Управляя крупной фабрикой в Нью-Ланарке (Шотландия), Оуэн улучшил
условия труда рабочих, сократил рабочий день, создал Институт для
формирования характера . Данное учреждение включало четыре
образовательные ступени: школу для маленьких детей (1—5 лет), дневную
школу для детей 5—10 лет, вечернюю школу для подростков (10—17 лет),
вечерние лекции для взрослых.
В 1825 г. Оуэн организовал первую коммунистическую колонию «Новая
гармония» в Америке, построенную на принципе равенства людей. В школе,
действовавшей в колонии, была сохранена структура системы обучения и
воспитания, апробированная в Нью-Ланарке. Вместе с тем были и некоторые
нововведения: дневная школа разделена на общеобразовательную и
индустриальную. Система обучения, предложенная Оуэном, обеспечивала
умственное, физическое и нравственное развитие детей, прививала им
трудовые навыки индустриального и сельскохозяйственного труда.
Идеи утопического социализма, получившие широкое распространение в
Европе в XIX в., оказали заметное влияние на общественную мысль и
педагогические учения.