Почему Дмитрий Донской не оказал сопротивление хану Токтамышу?

0 голосов
35 просмотров

Почему Дмитрий Донской не оказал сопротивление хану Токтамышу?


История (49 баллов) | 35 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ

Чтобы на Дмитрия Донского, ставшего символом борьбы с иноземными захватчиками, не падало «нехороших теней», о «нашествии» предпочитали говорить поменьше. Иногда, правда, вскользь, упоминали о «сложностях характера» Дмитрия, предпочитая все же делать главный акцент на его выдающейся победе в битве на Куликовом поле. Собственно и сам эпизод запрятали бы подальше, если бы «нашествие» не имело последствиями жуткую культурную катастрофу – во время нашествия в кремлевских церквях сгорело огромное количество ценнейших книг, и на самой русской культуре и исторической науке остался огромный незаживающий шрам. Только большое количество «внешних ссылок» на событие не позволило придать ему второстепенное значение и убрать с глаз широкой публики.

Итак. В 1380 году Дмитрий Донской разгромил Мамая на Куликовом поле, проложив дорогу к верховной власти в Золотой Орде хану Тохтамышу. В 1382 году Тохтамыш разграбил и сжег Москву. Великий князь Дмитрий бежал в Кострому и не предпринял никаких мер по защите города. Мало того из города были выведены все войска и удалены военачальники, способные организовать оборону. Таковы факты.
По официальной версии золотоордынский хан Тохтамыш появился у стен Москвы «внезапно» и в городе отсутствовали войска, необходимые для обороны города. Великий князь поехал в Кострому (а куда же еще ему ехать, действительно) за подмогой.
На самом деле, о «внезапности» не могло быть и речи. Летописный источник «Повесть о нашествии Тохтамыша» так говорит о внезапности похода: "А в то время поздЪ нЪкако си, едва прииде вЪсть князю великому, възвЪщающу татарскую рать, аще бо и не хотяше Тохтамыш, дабы кто принеслъ вЪсть на Русь о его приходЪ, того бо ради вси гости руские поиманы быша и пограблени, и удержани, дабы не было вЪсти на Руси. Но обаче суть нЪции доброхоты на предЪлех ордынскых на то устроени, поборници суще земли РустЪи.»
То есть, несмотря на скрытность похода, «доброхоты» известили князя заблаговременно. Разумеется, у русских князей были и шпионы в Золотой Орде, и специальные сторожевые заставы для раннего предупреждения о возможном нападении. Кроме того переправа Тохтамыша через Волгу осуществлялась, несмотря на «скрытность» не в безлюдном месте, а в большом городе – в Булгаре, где Тохтамыш велел ограбить русских купцов, «а суды их с товаромъ отимати и провадити к собЪ на перевоз» (здесь и далее «Повесть о нашествии Тохтамыша»). Хороша скрытность!
Еще любопытное свидетельство «скрытности» похода: "И то услышав, князь Дмитрий Константинович Суждалскый посла к царю Тохтамышу два сына своя, Василья да Семена.»
Князь Дмитрий Константинович, узнав о походе Тохтамыша, послал к нему своих сыновей (сыгравших затем роковую роль, в описываемых событих). Василий и Семен благополучно присоединились к Тохтамышу на подходе его армии к границам Рязанского княжества.
Мысль об отсутствии в Москве войск на момент начала нашествия выглядит также совершенно неправдоподобно. Все время правления Великого князя Дмитрия Ивановича представляет собой череду непрерывных военных конфликтов с соседями. Тверь, Рязань или Литва готовы были бы разорвать Москву на части, если бы она осталась без вооруженной защиты, хоть на малое время. Врагов у князя Дмитрия хватало. Не вызывает сомнений, что кроме дружины в Москве на постоянной основе находился солидный военный гарнизон, а резерв пребывал в постоянной готовности и мог быть мобилизован в кратчайшие сроки. Уж в Кострому, глухую, затерянную в лесах глубинку Московского улуса, Великому князю для сбора армии ехать точно не стоило.
Богатая Москва представляла собой слишком лакомый кусок для врагов, которые находились, куда ближе, чем Тохтамыш.
Из того же, что Тохтамыш двигался к Москве быстро, «изгоном», можно сделать один вывод (он нам еще пригодится) – шел он на Москву без осадной техники.
«Слышав же князь великый таковую вЪсть, оже идеть на него сам царь въ множествЪ силы своея, нача собирати воя и съвокупляти плъки своя, и выеха из града Москвы» - Узнав о приближении царя Тохтамыша, князь Дмитрий собрал свои полки и вышел с ними из Москвы…
Интересно, что отношения между Дмитрием и Тохтамышем были хорошими, до похода Тохтамыша на Москву, и остались хорошими после разграбления Москвы Тохтамышем. Здесь мы видим целую череду взаимных услуг и реверансов. В том числе и ярлык на великое княжение полученный Дмитрием от Тохтамыша вскоре после «нашествия». А ведь охотников на этот ярлык хватало и без Дмитрия.

(56 баллов)