Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей на юге Казахстанав десятом веке. Отдельные группы кочевников приняли ислам, но большинство осталось верным природным культам. Тем не менее, в течение столетий позиции ислама на территории Казахстана укреплялись, а другие религии, в том числе конфессии буддизма, христианства постепенно вытеснялись. Укрепление ислама в регионе традиционно связывают с культурным влиянием государств Центральной Азии и Поволжья. Средимиссионеров были ишаны, представители суфизма; самый известный – Ходжа Ахмед Ясави. Исследователи полагают, что в шестнадцатом веке казахов признают мусульманами все источники. С конца восемнадцатого века известны факты применения ислама как политической идеологии. Царская администрация поддержала ислам, рассматривая его как условие политической и культурной стабилизации степи. Исследователи, втом числе Чокан Валиханов, отмечали факты поверхностного усвоения ислама народом, Абай оставил образцы обличения деятельности нерадивых мулл, что не противоречит общей тенденции укрепления ислама. По мере распространения письменной культуры на казахском языке, увеличения числа мектебе и медресе утверждение ислама ускорялось. В начале двадцатого века идеи исламского модернизма в форме джадидизма,сформировавшегося среди татар, проникают в степь. В годы советской власти позиции ислама среди казахов, как религии в целом по стране, были значительно ослаблены. Согласно социологическим исследованиям семидесятых годов, подавляющее большинство казахов считало себя свободным от религии. Мусульманский ренессанс среди казахов начался во второй половине восьмидесятых годов двадцатого века.