В 1771 г. разразился чумной бунт – это последнее крупное народное выступление эпохи феодализма в Москве. Главной его причиной было общее недовольство тяжелыми условиями жизни московской бедноты, работных людей, многочисленных дворовых. Екатерина II писала о жителях Москвы: “Сброд разношерстной толпы, которая всегда готова сопротивляться доброму порядку и с незапамятных времен возмущается по малейшему поводу страстно, даже любит рассказы об этих возмущениях и питает ими свой ум”.
Непосредственным толчком к восстанию явилась страшная чума, обрушившаяся на Москву во время русско-турецкой войны. Зараза была занесена с турецкого фронта и быстро распространилась по Молдавии и Украине, откуда в Москву ввозилось множество товаров. Первые больные чумой появились на московском Суконном дворе, так как сюда, как говорили, привезли шерсть из южных областей, охваченных моровым поветрием. За первую неделю марта на Суконном дворе умерло 130 человек. Власти всполошились, принимали лихорадочные меры против чумы, но они были неправильными и бестолковыми. В московских карантинах практически без ухода оказалось множество как заболевших, так и здоровых людей. Народ опасался попасть в карантинные дома не менее, чем заболеть чумой. Болезнь быстро распространялась по Москве. В августе ежедневно умирало по 400-500 человек. Мануфактуры закрылись, рабочие остались без средств к существованию. Дворовые люди, брошенные на произвол судьбы бежавшими от чумы помещиками, голодными толпами скитались по городу. Прекратился подвоз продовольствия. Московское градоначальство в лице генерал-губернатора П.С. Салтыкова практически устранилось от актив ной борьбы с моровой язвой, а сам Салтыков отсиживался в своем подмосковном селе Марфино в 40 км от Москвы.В сентябре недовольство населения достигло предела. Население города, доведенное до отчаяния чумой, голодом, безработицей и произволом властей, высказывало открытое возмущение. Началом восстания стал инцидент с чудотворной иконой Боголюбской Богоматери у Варварских ворот Китай-города. По Москве распространился слух, что эта икона исцеляет от моровой болезни. Больные и здоровые с утра до ночи толпились у иконы, прикладывались к ней, что еще больше увеличивало распространение чумы. Поэтому архиепископ Амвросий решил перенести икону в менее людное место, что ускорило назревавшее восстание. 15 сентября вечером в Москве ударил набат; тысячи людей сбежались к Варварским воротам, чтобы воспрепятствовать переносу иконы – они избили и прогнали присланных Амвросием людей. Обер-полицмейстер И.И. Бахметьев ужаснулся, прискакав на место происшествия. По его наблюдению, здесь собралось самое малое 10 тыс. человек. Затем собравшиеся двинулись в Кремль, чтобы расправиться с архиепископом. Не найдя самого владыку, они разгромили его резиденцию – Чудов монастырь.
На следующий день 16 сентября еще более многолюдные толпы добрались до Донского монастыря, где прятался архиепископ, и убили его. После этого начались погромы дворянских дворов, в дворянских домах все притихло, вечером даже боялись зажигать свечи, некоторые дворяне скрывались по укромным уголкам Москвы, опасаясь бунта больше, чем чумы. Этот страх был не напрасным. Восставшие пытались вновь прорваться в Кремль. Они требовали выдачи присланного из Петербурга сенатора Еропкина и ликвидации карантинов. Уговоры разойтись не подействовали. Восставшие двинулись к Спасским воротам, осыпая солдат градом камней и палок. Тогда по толпе в упор ударили из пушек. Ядра и картечь произвели страшные опустошения в рядах восставших. Затем последовала штыковая атака солдат. Разъезжая по улицам, военные команды продолжали расправу над восставшими москвичами. Но 17 сентября народ вновь подступил к Спасским воротам. Войска по приказу присланного из Петербурга сенатора Еропкина подавили и это выступление. В ноябре состоялась казнь пойманных участников движения. Инициаторов расправы над Амвросием – дворового человека В. Андреева и купца И. Дмитриева – повесили. Более 150 человек подвергли жестоким наказаниям: их били кнутом, секли плетьми, розгами, вырывали ноздри. Многих сослали в кандалах на галеры. Но все же эти события заставили власти более энергично бороться с чумой и ее последствиями. Несколько улучшилась медицинская помощь, открылись новые больницы, стал налаживаться подвоз продовольствия. Мало-помалу чума прекратилась.Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева (1773 - 1775 гг.)Крепостническая политика государства стала основной причиной мощных социальных выступлений второй половины XVIII в. Крестьянской войне предшествовали массовые выступления 60-х - 70-х гг., волнения работных людей на Урале, "чумной бунт" в Москве, крестьянские восстания на Украине (Коливщина), башкирское восстание и др. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева?2.116 стала самым мощным антикрепостническим движением в истории России.