Класс:5 класс.
Тип: Изучение нового материала.
Формы и методы:
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.
Методы контроля: устный (вопросы), письменный (работа с таблицей, схемой).
Технология критического мышления, здоровьесберегающая технология.
Приёмы: работа с «Опорным конспектом», работа с электронной презентацией, письменно-графический (составление схемы, таблицы).
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты.
Задачи:
образовательные задачи:
рассмотреть географическое положение Спарты на территории Древней Грецииохарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев.рассмотреть систему управления Спарты
развивающие задачи:
продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя кластер;продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;продолжить развитие навыков критического анализа текста.
воспитательные задачи:
вызвать у школьников осуждение по поводу жестокого обращения спартанцев к местным жителям – илотам.
Оборудование:
ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира
Основные понятия урока: Лаконика, Мессения, спартанцы, илоты, Совет старейшин, народное собрание
1. Вводное слово. Описание домашнего задания.
Здравствуйте, ребята! Давайте сейчас на минуту закроем глаза и представим себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «Древняя Спарта» - именно эта заметка станет вашим домашним заданием на следующий урок. Она должна состоять всего из 10 предложений и рассказывать о географическом положении Спарты, ее составе населениях, нравах и обычаях местных жителей. Я думаю сейчас, нам трудно будет справиться с этим непростым заданием. И поэтому я предлагаю вам перенестись назад в прошлое и очутиться в Древней Греции на территории, которой и находился данный полис. Но прежде чем совершить прыжок во времени мы должны с вами записать задание на дом и взять «Лист путешественника» в котором мы и будем писать наши заметки о Спарте. Эти листы вы дома вклеите в тетрадь и на их основе и основе § 25, составите заметку в журнал.
И запомните наше путешествие длится всего урок и поэтому старайтесь работать быстро, запоминать как можно больше информации и не отставать от класса во время нашего путешествия.
2. Проверка домашнего задания.
Итак, прежде чем попасть в прошлое и запустить машину времени мы должны отгадать исторические загадки по пройденному материалу.
(активизация мыслительных процессов)
1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)
2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)
3. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)
4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)
5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)
6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился –
Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)
7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)