Какие нехристианские религии существовали в ВКЛ в 17 веке

0 голосов
43 просмотров

Какие нехристианские религии существовали в ВКЛ в 17 веке


История | 43 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Так сложилось, что о языческом периоде больше известно из летописных христианских источников и этнографических экспедиций Русского Императорского Географического общества.

Языческое наследие, сохранившееся в консервативной сельской глубинке, отмечали этнографы Императорского Русского Географического Общества в фундаментальных трудах "Россия — Полное географическое описание" (1905) под редакцией Семенова-Тяньшаньского и "Живописная Россия" (1882) А. Киркора.

В конце X века из Византии приходит новая религия — христианство. В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде. Киевские и новгородские правители того периода стали канонизированными святыми — св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир "креститель Руси" и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава.

Однако два Полоцких князя, правившие весь XI век запомнились иначе — Брячеслав"обращался к волхвам и сын его рожден от волхования", а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей.

Массовое "крещение" языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей определяет назначение Двинских камней — случилось только в XII веке и имело локальный характер.

На западных белорусских землях христианство также долго соседствовало с язычеством. 
Одна из первых церквей в Гродно — Каложская церковь — была построена на рубеже XII-XIII вв. Ятвяги оставались язычниками почти до самой своей ассимиляции в XIV-XVI вв. И, хотя попытки христианизации предпринимались и во времена Гродненского княжества и, позже, во времена Миндовга, язычество было популярно до 1387 года — до "крещения Литвы и Жмуди" Витовтом и Ягайло.

Так, хроника "Chronicon terrae Prussiae von Peter von Duisburg", 1326 г., рассказывает о "презрении Бога" князем Витенем и разорении им церквей в Польше. Эта же хроника называет Гедымина "нечестивым врагом веры и христиан" [Dusb, III, 357] и отмечает, что Давид Городенский, военачальник и наместник его, со своим гродненским войском "святыни, церкви, облачение и алтарные сосуды и все, относящееся к богослужению, он бесчеловечно осквернял и расхищал" [Dusb, III, 343]. И убийца Давида пришел к нему, "притворяясь другом язычников" [Dusb, III, 361]

(89 баллов)