Аудиометрия
Аудиометрия (синоним акуметрия) — исследование остроты слуха.
Исследование слуха чаще всего производится шепотной, разговорной речью (таблицы слов Воячека) и камертонами (см.). При исследовании слуха ухо, которое не исследуют, закрывают пальцем или ватой. Расстояние (в метрах), с которого обследуемый различает те или иные произносимые врачом слова, фиксируется как острота слуха на шепотную и разговорную речь. Возможность чтения с губпри этом исследовании должна быть исключена.
Острота слуха на чистые тоны исследуется камертонами. Помимо этого, камертоны (частотой 128 или 256 колебаний в 1 сек.) используют для дополнительных исследований.
Опыт Вебера. Ножку звучащего камертона ставят на темя исследуемого строго по средней линии. В норме звук ощущается «в голове» или в обоих ушах с одинаковой интенсивностью. При поражении звукопроводящей системы больной лучше слышит пораженным ухом, при заболеваниях звуковоспринимающих отделов — здоровым ухом.
Опыт Ринне. Ножку звучащего камертона ставят на сосцевидный отросток исследуемого. После того, как звуки камертона перестают ощущаться, его снимают с сосцевидного отростка и подносят к уху. При нормальном слухе (положительный опыт Ринне) исследуемый вновь начинает слышать звук камертона, что указывает на нормальное состояние звукопроводящего аппарата.
Опыт Швабаха. Определяют продолжительность восприятия больным звучания камертона с темени и сравнивают ее с нормальной.
Исследования слуха с помощью приборов — аудиометров — дают более точные результаты. Существуют тональные и речевые аудиометры. Тональный аудиометр состоит из генератора звука, телефонов (воздушного и костного) и регуляторов частоты и интенсивности звука. Перед аудиометрией обследуемого инструктируют, надевают на уши ему телефон и устанавливают частоту подаваемого тона. Если аудиометрию производят звуками возрастающей интенсивности, регулятор предварительно устанавливают на «0», а затем постепенно смещают, усиливая тем громкость звука. Получив сигнал пациента, означающий, что он слышит подаваемый звук, отмечают величину порога восприятия звука. При исследовании слуха звуком убывающей интенсивности в телефон подают заведомо слышимый больным звук. Уменьшая интенсивность звука, отмечают момент, когда больной перестает его слышать.
Для исследования костной проводимости звуков костный телефон прикладывают к сосцевидному отростку и плотно прижимают его пружинящим оголовьем или рукой. Исследование производят так же, как и при определении порогов воздушной проводимости. Все измерения слуха исчисляют в децибелах. Результаты аудиометрии фиксируют на специальных бланках — аудиограммах. Для массовых обследований ипрофессионального отбора используют аудиометры-тестеры упрощенной конструкции.
Речевой аудиометр дает возможность проведения исследования слуха речью через микрофон или записанной на граммофонной пластинке, а также на магнитофонной пленке. Состояние слуха оценивают в процентном отношении к числу правильно воспринятых слов. Результаты исследования изображают в виде кривых разборчивости речи. Как тональную, так и речевую аудиометрию производят в специальных звукоизолированных помещениях (камерах).
В настоящее время термин «аудиометрия» чаще используют в тех случаях, когда речь идет об исследовании слуха с помощью аудиометров.
Аудиометрия (от лат. audio — слышу и греч. metreo — измеряю; синоним акуметрия, от греч. akouo — слышу) — измерение остроты слуха. Так как острота слуха, или чувствительность слухового анализатора, определяется порогом восприятия звука, то аудиометрия сводится главным образом к определению порогов восприятия звуков разной частоты, т. е. к определению наименьшей силы звука, при которой он становится слышимым.
Наиболее простым и доступным методом аудиометрии является исследование слуха речью. Для этой цели применяют шепотную и громкую речь. В полной тишине шепотная речь воспринимается при нормальном слухе на расстоянии 20—25 м. В обычных условиях исследования, т. е. в обстановке относительной тишины, слух считается нормальным, если шепотная речь воспринимается с расстояния 6—7 м. При отсутствии восприятия шепотной речи или резком его понижении переходят к исследованию слуха громкой речью. Вначале применяют речь средней, или так называемой разговорной, громкости, которая придается голосу при обычном разговоре. Если и речь разговорной громкости различается испытуемым плохо или совсем не различается, применяют речь усиленной громкости. Исследование слуха речью не может быть единственным методом определения функциональной способности слухового анализатора, так как этот способ не объективен как по дозировке силы звука, так и по оценке результатов.