"...Воспринимать чудесное, волшебное — дар, который мы теряем с возрастом и накапливающимися год от года заботами. Мы теряем способность удивляться и смотреть на мир широко раскрытыми, восторженными глазами, видеть необычное в будничном, чудесное в обыкновенном. Существуют же на свете особые, животворные вещи — такие, как искусство, талант, волшебство, к которым нельзя подходить с сугубо практической, утилитарной точки зрения. В противном случае человек неизбежно попадает под власть грубых материальных сфер, оказывается лишенным того «легкого дыхания », без которого практицизм переходит за грань циничности. Современному поколению необходимо как можно более частое общение с произведениями, подобными «Алым парусам» А. Грина, — такими, которые учат мечтать и по достоинству ценить красоту, в чем бы она ни проявлялась: в природе или человеческих отношениях. Именно это помогает в жизни подняться над всем будничным и прозаичным.
Есть определенная закономерность в судьбе А. Грина и героев его феерии. Алые паруса — это мечта, счастье, поэзия, сказка в жизни, к которой стремятся Ассоль, Грей и читатели. Но проследив жизнь А. Грина, мы чувствуем, что и он сам всегда стремился к своим «алым парусам» . «Книги его против ожирения сердца и усталости, они поэтичны и мужественны. С ними можно идти на свидание и ехать в Арктику» , — утверждал Д. Гранин.
В героях А. Грина, «поэта мечты, романтики и моря» , нет ни - чего сверхчеловеческого, «суперменистого» . Это обычные люди — матросы, лесорубы, угольщики. Но писатель поднимает их на романтический пьедестал, потому что они умеют, как говорит герой «Алых парусов» , «одной ногой… стоять на земле, другой на небе» , обращая мечты в действительность...
...В мире насилия и несправедливости, в котором живут и действуют герои Грина, добро так же необычно, как алые паруса, представление о прекрасном и несбыточном. Жители Каперны «не рассказывают сказок» , «не поют песен» , они отягощены своими повседневными заботами. За пределами их понимания и мечта Ассоль об алых парусах, упоминание о которых «звучало как издевательство» . И выбор Грэем шелка для парусов приобретает особый смысл: цвет шелка в точности должен соответствовать намеченному событию, как бы нести отблеск добрых чувств и побуждений капитана — он должен быть «гордым цветом» , в нем не может быть «ничего, что вызывает сомнение».. "