«… quaestio disputata
(синонимы quaestio ordinaria, disputatio ordinaria, quaestio solemnis) -
вопрос для обсуждения - становится основой ещё одного вида научения -
регулярного учебного диспута.
Тезис выбирал магистр. Возражение выдвигал либо он сам, либо его
студенты, в том числе и те, что случайно забрели на диспут. Бакалавр
нужными аргументами поддерживал тезис и отвечал на вопросы (respondens).
Магистр мог в любой момент спора прервать его, лично заключив
собственным словом этот спор. Но мог и вернуться к данному тезису
когда-нибудь в другой раз, не поддерживая, а опровергая свой же тезис;
быть respondens к своему тезису. А также защитником, и опровергателем, и
режиссёром, и актёром, и публикой этого учёного представления.
Лекция-тезис, записанная самим магистром, становилась quaestio
disputata, а если её записал слушатель, то она становилась reportatio
(отчётом) о проговариваемом вопросе. Годовое число этих диспутов всегда
оговаривалось. Один вопрос мог обсуждаться с различных сторон. - Всё это
свидетельствует Э. Жильсон.