Альбрехт Гогенцоллерн, последний Великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии.
Альбрехт был рожден 17 мая 1490 в Ансбахе. Его отцом был Фридрих II
Гогенцоллерн, маркграф Бранденбурга-Ансбах. Его мать Софи была дочерью
польского короля Казимира IV Ягелло.
Альбрехт получил воспитание при
дворе кёльнского архиепископа Генриха IV, сделавшего его каноником. В
1511 году рыцари тевтонского ордена избрали Альбрехта своим великим
магистром. В декабре 1519 году началась война тевтонского ордена с
Польшей. Большая часть Пруссии была опустошена этой войной, и Альбрехт
был вынужден в 1521 году заключить перемирие в Торне. Тщетно просил он о
помощи императора и князей.
Познакомившись с Мартином Лютером,
Альбрехт склонился на сторону реформации. 28 февраля 1523 года
реформатор обратился с открытым письмом «К рыцарям Немецкого ордена»,
убеждая их в том, что Орден давно изжил себя и как клерикальная, и как
светская организация, что его существование абсурдно, что вместо
распутного образа жизни, в котором погрязли многие братья вопреки обету
безбрачия, следует перейти к истинному — супружескому — целомудрию. Это
письмо возымело действие, и уже весной 1523 года на рейхстаге в
Нюрнберге Альбрехт публично высказался в положительном смысле в
реформационном движении. Эволюция взглядов великого магистра послужила
сигналом для определённых кругов в Польше, и очень скоро произошло
важное событие, предоставившее Альбрехту шанс мирного урегулирования
прусско-польского конфликта).
8 апреля 1525 года был подписан в
Кракове договор, по которому Пруссия, будучи прежде орденским церковным
государством, была преобразована в герцогство (стала светским —
«секулярным», — государством), подвластным Польше и наследственным в
семействе Альбрехта. Вслед затем в Пруссии без труда была введена
реформация (лютеранство).
В 1529 году Альбрехт заложил основу
замкового книжного собрания. Библиотека пополнялась за счёт покупок и
даров. Кроме того, книготорговцам было предписано безвозмездно
передавать в её фонды по одному экземпляру каждого продаваемого издания.
К концу жизни Альбрехта замковая библиотека насчитывала уже около
девяти тысяч титулов. Альбрехт всемерно содействовал развитию
книгопечатания в собственном крае. Таким образом он положил начало не
только профессиональному типографскому делу в Пруссии, но и зачаткам
журналистики.
Герцог, заботясь о просвещении подданных в лютеранском
духе и невзирая на расходы, приглашал в страну образованных людей.
Альбрехт основал в своей стране школы, гимназию и в 1544 году
университет в Кёнигсберге (Collegium Albertinum), напечатал на свои
личные средства учебники. Однако университет сделался очагом волнений,
вызванных самыми мелочными и гнусными страстями; главною причиною того,
что вражда сделалась непримиримою, был личный характер Озиандера,
которому Альбрехт был обязан своим обращением к Реформации и которого он
пригласил в Пруссию в 1549 году. Впрочем, взгляды Озиандера
проповедовались и после его смерти (в 1552 году); во главе его
последователей стал пастор Иоганн Функе. К богословским распрям
присоединились с самого начала несогласия политические: оппозиция чинов
против придворной партии, стремившейся к централизации власти, встретила
поддержку в старолютеранской партии, и ей удалось возвести лучших
советников Альбрехта, в том числе и пастора Функе, на эшафот.