Сегодня
произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает особую роль
в русской литературе. Несомненно, этот роман является ГЛУБОКО психологическим и
открывает нам многие аспекты духовного мира человека. Он открывает нам сущность
его взглядов, наглядно показывает чувства и определяет место в этом мире.
Недаром Ф.М. Достоевского называют мастером психологического описания человека.
В этом произведении мы можем проследить за судьбой бедного студента – Родиона
Романовича Раскольникова, человека, который стал творцом своЕй собственной
теории о «наполеонизме». На протяжении всего романа наш главный герой
анализирует своё деяние. Он мучается. Его терзают сомнения. Совесть не даёт ему
покоя. Но всё же он открывает для себя страшную истину: он человек
«обыкновенный». «Не переступил, на этой стороне остался… Те люди «настоящие» - то
властители … вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть,
я не имел права разрешить себе этот шаг», - к ТАКОМУ ВЫВОДУ приходит
Раскольников на каторге.
Ф.М. Достоевский был писателем-гуманистом. Он всегда пытался показать своих
героев именно с этой стороны. Поэтому он ОТВОДИТ довольно важную роль образу
Сонечки Мармеладовой. Девушки, которая выступает в образе спасительницы для
Родиона Раскольникова. Именно поэтому она начинает играть довольно активную
роль в момент раскаяния главного героя. Говоря об образе Сони, можно заметить,
что на его примере автор показывает нам, как раскрывается в романе тема
духовного подвига.
О Соне Мармеладовой мы узнаём уже с первых глав романа. Она ПРЕДСТАЁТ ПЕРЕД
НАМИ в образе девушки с «жёлтым билетом» ПРИ РАЗГОВОРЕ ЕЁ ОТЦА с Родионом. С
первого упоминания о СОНЕ мы понимаеМ, что она пришла к такой жизни невольно.
Пойти по такому пути её вынудила нелёгкая судьба. Соня, будучи добросердечным и
ранимым человеком, не могла смотреть на то, как мучаются её родные. Тогда она
принимает решение, которое навсегда меняет её жизнь. Девушка ВЫНУЖДЕНА пойти по
пути «жёлтого билета». Далее мы знакомимся с Сонечкой и её образом в доме
Мармеладовых. И тогда, у постели умирающего отца, образ героини складывается
воедино. Срастается из миллионов мелких осколков. И мы понимаем, что её
крикливо-нищенский наряд – это полная противоположность её внутреннеМУ мирУ.
Сама же Соня считает себя «великой грешницей». Мысль о непростительном поступке
давно терзает её душу. Это заставляет девушку чувствовать себя беспомощной. Она
робеет «перед всем и каждым». Она спасается только верой в Бога: «Что ж бы я
без Бога-то была?» Она «верит, что всем справедливость должна быть… И хоть
мучайте её, она несправедливого не сделает». Именно такой Ф.М. Достоевский
показывает нам Софью Семёновну.
Сонечка играет важную роль в судьбе Родиона Раскольникова. Её нравственная
красота, её добрая душа, её безграничная вера заставляют нашего главного героя
задуматься над моральной стороной своих действий. Именно такой образ нужен был
Достоевскому для спасения и очищения своего героя. Образ девушки, которая
поддерживает падших на грани их окончательного падения.
Соня Мармеладова – жертва несправедливого и жестокого мира. Она выступает в
романе от лица всех «униженных и оскорблённых». Героиня обладает добрым сердцем
и истинной верой, что и помогает ей выжить в этом алчном обществе. Она способна
видеть горе и сопереживать каждому человеку. Переступая через себя, Софья,
такая хрупкая и ранимая, всемИ силами пытается оказать помощь всем нуждающимся
(и в первую очередь - родным). Девушка идёт по пути «разврата», но «настоящий
разврат ещё не проник ни одною каплей в её сердце». Таким образом, Ф.М.
Достоевский раскрывает нам тему духовного подвига.
Безусловно, Софье Семёновне в романе «Преступление и наказание» отводиТСя одно
из главных мест. Именно она является «спасителем» человеческой души и
воплощением непоколебимой веры в силы добра.
___
***
Есть правки в пунктуации. Есть парочка в офографии. И не удержалась - чуток отредактировала пару мест, где уж сильно резануло слух (выделено заглавным шрифтом).