В лирике великого поэта раскрывается вся его личность, его характер, его
душа, отношение к окружающему миру; его думы и переживания.
Трудно
найти в наследии поэта стихи, в которых не высказывался бы взгляд на
окружающий мир, на место человека в нем, на “проклятые вопросы” жизни и
смерти, счастья и долга, то есть на основные вопросы философии.
Уже
с лицейских лет А. С. Пушкин размышлял о человеке и его месте в мире и
выдвинул свое представление о цели и форме человеческой жизни, пытаясь
осмыслить ее как явление временное, признать закономерности вечного
движения, смены поколений, бессмысленность попыток идти наперекор
естественным законам бытия, умирание старого и нарождение нового и
одновременно утверждение вечной жизни природы, прославление человеческой
жизни, освещенной разумом и глубокими чувствами.
Размышляя о скоротечности жизни, Пушкин постоянно думал о ее неизбежном исходе:
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.
Однако мысли о смерти внушает ему не уныние, а покорность воле божией и примирение со своим жребием.
Величие
человека — в его “самостоянье”, то есть в уникальности, в единичности. В
равенстве только самому себе. Но такое самосостояние — не извне,
животворящая сила — сам человек, творящий себя.
Во многих своих
стихах поэт размышлял о степени зависимости человека от той среды, в
которой он формировался. Среда могущественна, она влияет на людей, но,
по мнению поэта, человеком имеет право называться тот, кто способен
восставать против враждебных ему условий. “Ты понял жизни цель:
счастливый человек”, — писал он в стихотворении “К вельможам” в 1830
году, восхищаясь способностью адресата этого стихотворения воспринимать
жизнь в ее многообразии, принимать в ней честное и чистое, отвергать и
презирать в ней грязное и пустое.
Человек состоит из двух миров:
внешнего — телесного и внутреннего, скрытого — духовного. Вначале, когда
человек только начинает свое земное существование, душа его чиста и
светла, но ему предстоит трудный выбор: прожить жизнь, полную лишений,
но со светлой совестью или поддаться желанию тела — замарать свою душу.
Сила души Пушкина заключается в том, что он жаждет света, преклоняется перед чистотой:
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
Это победа над демоническим насмешливым взглядом на жизнь.
А куда стремится душа Пушкина? Ввысь, освободиться от гордыни, свершить христианский подвиг человеческой души:
Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне!
Долгие годы духовной борьбы с собою доказали возможность падения чистоты и для падения — путь возрождения:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь,
И горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Эти сомнения, страсти, охватывающие отчаяние, и развивают чувства, мысли, делают человека человеком.