Сочинение
В условиях нашего времени, когда перед человечеством стоит глобальная проблема выживания, важно понимать не только формулировки Нагорной проповеди, но и их практические следствия. Все эти заповеди приобретают новый смысл в условиях нашего времени. Насколько ново и расширенно звучат они в формулировке Д. С. Лихачева: «Не убий и не начинай войны» . Если в начале нашего века учение Нагорной проповеди о любви к врагам рассматривалось как призыв к ненасилию и веротерпимости только немногими (А. Шейцером, Л. Н. Толстым, М. Л. Кингом) , а большинство же толковало эти положения как призыв к миру между единоверцами, к классовому миру, то сегодня становится безнравственным уже всякое решение конфликта военными средствами. Даже малые войны в современных условиях — пролог к гибели всех людей в огне термоядерной войны. Поэтому так опасна сегодня идея национализма, которая имеет место в умах еще многих народов.
Новое осмысление сегодня получает и такая заповедь, как «уважай мысли и чувства братьев своих» . В Нагорной проповеди Иисуса Христа его приверженцы противопоставляются язычникам, книжникам, не поверившим в его учение и чудеса им сотворенные. Позже сторонники различных религиозных конфессий всячески третировали инаковерующих и инакомыслящих. Только в XX в. веке под влиянием идей Л. Н. Толстого, А. Швейцера, Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, Н. К. Рериха, В. И. Вернадского мысль об уважении верований, убеждений и чувств других людей (при условии, что эти верования не противоречат идее гуманизма) становятся общим нравственным требованием.
В заповедях человечности и умственный труд, и физический рассматриваются как свободный и творческий: «пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба» , — говорится в восьмой заповеди. Действительно, только такой труд, а не подневольный труд раба, принуждаемого к нему экономическими и внеэкономическими средствами, определяет сегодняшнего человека и является основой его самооценки.
Говоря о десятой заповеди человечности, совершенно ясно, что свободным должно быть все; «ибо все рождается свободным» . Но свободу при этом нельзя смешивать с произволом, с отсутствием моральной ответственности. Идея свободы — это и свобода выбора мировоззрения, и миропонимания. Человек может свободно выбирать ту картину мира, которая соответствует его убеждениям. Он может выбирать любой способ почитания бога и не быть религиозным, поскольку именно нравственные поиски людей были и остаются одним из необходимых духовных корней религии.
Не будь этих нравственных поисков, не было бы на земле ни христианства, ни ислама, ни буддизма. Не религии дают людям нормы морали, а люди дают эти нормы религиям. И только потом религии возвращают людям полученные от них нравственные требования в преобразованном виде, и эти нормы морали приобретают общезначимую, вечную природу. Сегодня же еще большинство людей живут только повседневными заботами, не думая о будущем, привыкая к страшным реалиям современного мира, надеясь на вмешательство добрых потусторонних сил, на чудо, забывая, что судьба всего человечества находится в руках каждого из людей нашей планеты.
Вот почему самовоспитание нравственных качеств личности становится насущной задачей любого мыслящего человека, а моральная ответственность — главным нравственным качеством современности.
Всё.