Роман
И.А.Гончарова «Обломов» является социально-психологическим
произведением, описывающим жизнь человека со всех сторон. Главным героем
романа показан Обломов Илья Ильич. Это помещик средней руки, имеющий
свое родовое поместье. С малых лет он привыкал быть барином благодаря
тому, что у него и подать и сделать было кому, отчего в последующей
жизни он стал бездельником. Автор показал все пороки своего персонажа и
даже где-то их преувеличил. В своем романе Гончаров дает широкое
обобщение «обломовщины» и исследует психологию угасающего человека.
Гончаров затрагивает проблему «лишних людей», продолжая труды Пушкина и
Лермонтова на эту тему. Как и Онегин и Печорин, Обломов не нашел
применения своим силам и оказался невостребованным.
Лень Обломова
связана в первую очередь с неумением осмыслить поставленную перед ним
задачу. Он бы, может быть, даже стал и работать, если бы нашел дело по
себе, но для этого, конечно, ему надо было бы развиться в несколько
других условиях, нежели в каких развивался он. Но гнусная привычка
получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от
других развила в нем нравственное рабство. Рабство это так переплетается
с барством Обломова, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести
между ними границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва
ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории. Рассудок
Обломова так успел с детства сложиться, что даже самое отвлеченное
рассуждение Обломова имело способность останавливаться на данном моменте
и затем не выходить из этого состояния, несмотря ни на какие убеждения.
Обломов, разумеется, не мог осмыслить своей жизни и потому тяготился и
скучал от всего, что ему приходилось делать. Служил он – и не мог
понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел,
как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему
может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в
угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество
– и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он
бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на
диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным
сознательным презрением к «муравьиной работе людей», убивающихся и
суетящихся бог весть из-за чего...
Его лень и апатия – это создание
воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а
«обломовщина». В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе
дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти
до разумного воззрения на свои отношения к другим. Обломовское начало
живет и в Захаре, и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной.
Захар
– отражение своего хозяина. Он не любит что-либо делать, любит только
поспать и поесть. Чаще всего мы видим его на лежанке, а главной
отговоркой от каких-либо действий было: «А что, разве я это придумал?»
Гости Обломова тоже не случайны. Волков – светский щеголь, франт;
Судьбинский – сослуживец Обломова, который продвинулся по службе; Пенкин
– преуспевающий литератор; Алексеев – безликий человек. Обломов мог бы
быть светским щеголем, как Волков (а ведь он нравился женщинам, даже
очень красивым женщинам, но он отдалил их от себя), мог бы служить и
дослужиться до высоких чинов, как Судьбинский, мог бы стать литератором,
как Пенкин (Штольц, принося ему книги для чтения, пристрастил Обломова к
поэзии. Обломов находил упоение в стихах…), а безликий Алексеев говорит
нам о том, что выбор еще может быть сделан.