Солдаты на батарее не думают о почестях, они лишь выполняют свой долг, не замечая всеобщего отступления. И настоящий героизм во время сражения виден именно здесь.
Артиллеристы не видят даже того, что у батареи нет прикрытия и их могут захватить в любой момент. Солдаты обходятся без командования, потому что знают, что и как им делать, а Тушин сам всегда находится у пушек и участвует в бою наравне с остальными. Если сравнить полк, бежавший с поля боя, и батарею, то мы увидим, что Тушина и других бойцов не брал страх, они сражались отчаянно, сумели поджечь Шенугабен и отбить нападающих на батарею французов. Через это писатель раскрывает образы солдат, показывая не столько их портреты, сколько качество и недюжинные способности, а именно отвагу, доблесть, решительность и умение выстоять в трудной ситуации.
Это и помогло им оказывать сопротивление французскому войску. Но Толстой не обходит стороной и душевные качества героев, подробно описывая их на примере Тушина. Автор указывает, что командир батареи делает все то, что должен был делать лучший офицер, но в то же время «он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека».
Тушин видел все не так, как происходило на самом деле, перед его глазами стоял «фантастический мир», которым он наслаждался. Все в его воображении было по другому: неприятельские пушки он представлял себе трубками, из которых кто-то выпускал дым. Сам себя он видел сильным, высоким мужчиной, кидавшим французам ядра. Вообще говоря, Тушин во всем старался увидеть что-то хорошее, не поддавался страху, который должно было вызвать все происходящее вокруг.
Раскрывая натуру командира батареи, мы отмечаем в нем глубину мысли, потрясающую выдержку и мужество. Поэтому Толстой сравнивает Тушина с другим героем эпизода – штаб-офицером, которого я бы назвал трусом, он передает указание об отступлении и ничего не делает для того, чтобы помочь переместить батарею в безопасное место. Когда же над ним пролетает два ядра, он повторяет приказ и скачет прочь.
По-моему, с помощью этой сцены автор хотел выразить мысль, что во время сражения вся ответственность лежит на плечах простых солдат, только от них зависит исход боя, а планы военоначальников редко осуществляются, ведь все может изменить одно только настроение в первых рядах армии. В эпизоде о Шенугабенском сражении писатель доказал это. После отъезда штаб-капитана приезжает адъютант с тем же приказанием – отступить. Это был князь Андрей, которого удивляет положение на батарее.