Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А. С. Пушкина.
В апреле - июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург-места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске.
Пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.
Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва. М. Цветаева писала:
“ От Пугачёва на Пушкина шла могучая чара”. Возможно, этою же “могучей страстью очарован” был и Есенин. “Но есть ещё одно: страсть всякого поэта к мятежу, к мятежу, олицетворённому одним… К одному против всех-и без всех. К преступившему. Нет страсти к преступившему-не поэт”, - утверждает Цветаева. И Пушкин, и Есенин- поэты.
Сам Есенин писал: “ Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину. “Почти гениальный человек” - это ли не “страсть к преступившему”?
Один, против всех и без всех, осознавший свою свободу принимать решения, вести за собой и платить собой.
Нарушен мирный труд крестьян, после смерти Петра III Екатерина отдала все "под надзор своих дворян". Теперь повсюду "стонет Русь от цепких лапищ". Но "уже мятеж вздымает паруса", и нужен только "тот, кто б первый бросил камень".