ДАНИЛА — герой сказа П. П. Бажова «Каменный цветок» (1938). В основу
этого философ-ско-поэтического произведения положены «тайные сказы» о
Малахитнице, Хозяйке Медной горы и о ее колдовском каменном цветке,
заимствованные из уральского фольклора. Сочетание фантастического и
реального, характерное для народной сказовой традиции, подчеркивает
драматизм столкновения действительности и идеала, обыденности и красоты.
Данилку Недокормыша звали «блаженным». Ни в казачках господских, ни в
подпасках оказался он «не гож», и тогда отдали его в обучение к мастеру
Прокопьичу «по малахит-ному делу». Так он «вырос за работой» и стал
лучшим мастером в своем деле. Но не увлекала его работа: «Трудности
много, а красоты ровно и вовсе нет». Надумал Д. «полную силу камня
самому поглядеть и людям показать». Вспомнил он рассказ старой ведуньи
Вихори-хи о колдовском каменном цветке, приносящем несчастье человеку,
увидевшему его, но и дарующем познание главной сути прекрасного.
Бросился Д. в ноги Хозяйке Медной горы: «Покажи цветок!» Та просьбу
выполнила, но «затуманился» Д. после того, как цветок увидел, «голову
разломило». Бросил он свою невесту, названого отца Прокопьича, «ахнул
ба-лодкой» и сгинул: Малахитница взяла его в «горные мастера». О
дальнейшей судьбе Д. повествует автор в двух других сказах — «Горный
мастер» (1939) и «Хрупкая веточка» (1940), вошедших в книгу «Малахитовая
шкатулка». Интерпретации образа Д. -мастера традиционно связаны с
проблемами духовной жизни творца, вечными поисками истины и гармонии,
невозможностью конечного постижения тайны прекрасного.