1 2
1--/--/
2--/--/-
3--/--/
4--/--/-
Вырисовывается четкая, ритмичная схема, цикличная, как сама жизнь, в которой есть и взлеты, и падения, и ровные участки, чередующиеся друг с другом…
Анапест – маршевый размер, и само это стихотворение – словно прощальный, погребальный марш ушедшей юности. Уже не уходящей, а именно ушедшей – ведь «лето прошло», и больше не вернется. В то же время это своеобразное сравнение юности с летом, а жизни, соответственно, – с календарным годом, задает второй цикл, показывая смену поколений. Возможно, автор подразумевал и более мистический смысл, намекая на Страшный суд и воскрешение людей – будто с новой весной.
В стихотворении используется перекрестная рифма(абаб), однако автор подчеркивает связь всех строк между собой, заканчивая последние слова во всех стихах на –ло(или –лый, -ла), аллитерационно выделяя мысли лирического героя о пришедшей осени жизни – ведь в русской грамматике суффикс –л- является суффиксом прошедшего времени. Кроме того, аллитерация на –л-, которая проходит через все это стихотворение, придает звучанию странную легкость:
Лето
прошЛо
сЛовно
не бываЛо
Эпифора «Только этого мало», повторяющаяся в конце каждой строфы, подчеркивает – время неизбежно, оно заберет свое, и тебе никогда его не хватит. Кажется – так много еще времени, все успеешь, что там… А потом смотришь – уже закончилось, уже 17, а потом 25, 30, 40… Или 76, как Арсению Тарковскому на момент выхода стиха.
«На пригреве тепло» - старость, придя, не обрушила на лирического героя внезапных бедствий, не принесла каких-то страшных несчастий… Она просто пришла. Все как бы даже вполне нормально и хорошо, и можно греться на солнце, словно старый кот на лавочке в солнечный день… По крайней мере, вызываются такие ассоциации. Но этого уже мало – после целой яркой, насыщенной жизни…
У лирического героя сбылось «все, что сбыться могло», все удавалось – «как лист пятипалый, прямо в руки легло». Интересен образ пятипалого листа – это и своеобразный символ удачи – нечто, полностью подходящие человеку, удобно ложащееся в ладонь, само идущее в руки, и образ клена. Обычно именно его листья имеют пятиконечную форму. У Есенина в стихотворении «Клен ты мой опавший» образ клена связан именно с проходящим временем, наступлением холодного периода. Также этот образ вызывает ассоциацию со звездой – Вифлеемской звездой, ведущей к Иисусу, к спасителю и спасению. Но и этого уже кажется мало лирическому герою.
В третьем катрене автор говорит о том, что все, что ни случалось в жизни его героя - и добро, и зло – не пропало даром, все послужило благу. Добро и зло выступают здесь ни в качестве антитезы, а скорее как две необходимые силы, поддерживающие равновесие. Это подчеркивается метафоричной фразой «все горело светло». Под «все» подразумевается жизнь, которую словно всю дорогу освещал яркий костер или теплое солнышко, несмотря на столкновения противоборствующих добра и зла. Наблюдаемый в этом катрене, да и во всем стихотворении, ассонанс на –о- выражает печаль и сожаление героя, словно в слове «Ох!»:
пОнапрасну ни злО,
ни дОбрО не прОпалО,
все гОрелО светлО.
тОлькО этОгО малО.
В своем стихотворении Тарковский использует устоявшееся выражение – «брать под крыло», заставляющее невольно сравнить жизнь с птицей, неким тотемом-оберегом из языческого пантеона. Лирическому герою «и вправду везло» все это время, и автор подтверждает это, но – теперь и этого уже мало. Потому что это все – прошлое, и так и останется в прошлом. Как бы ни было замечательно житье героя когда-то, с первой строки стихотворения Арсений Александрович подчеркивает – все это уже прошло.
Последний катрен стихотворения очень символичен. Используемая в нем фигура умолчания (Листьев не обожгло, Веток не обломало…) показывает, насколько важно для лирического героя все, бывшее с ним раньше, выражает его боль от того, что все прошло, его наплыв чувств. Сравнение дня с промытым стеклом задает сложный образ: все в этой жизни стало прозрачно и гладко, все вроде бы хорошо… Спокойствие и тишина. «Промыт» - единственное слово движения стихотворения в настоящем времени. В одном из своих значений слово «промытый» означает «очищенный от примесей», что также можно понять неоднозначно. Жизнь стала легкой – потому что из нее исчезло все лишнее? Все интересное… И именно поэтому автор употребляет в конце каждого катрена эпифору «только этого мало». Потому что, подчеркивает он предпоследней строчкой пятого четверостишия, все, что украшало жизнь, исчезло.
Все остальные глаголы стихотворения поставлены в прошедшее время. И это не случайно – ведь так подтверждается раскрываемая Тарковским тема проходящей жизни.
Все стихотворение в целом представляет собой идеальную композицию дополняющих друг друга приемов, тропов и стилистических фигур, наполненную глубоким смысловым, философским содержанием, являясь размышлением автора о бытие.