Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в
раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право
взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и
укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», —
писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете
«Советская молодежь». В 1973 году был публикован один из лучших
рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель выделяет его
среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все
происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно
было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для
меня».
Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен
Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга
Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа
легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из
тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».
Рассказ
автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим
собственным именем (фамилия ее — Молокова). В 1997 году писатель в
беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о
встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и
отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти
полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».
Род, жанр, творческий метод
Произведение
«Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского
советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и
затем шестидесятые— семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы.
Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в
общественной жизни, так как он быстрее пишется.
Рассказ
можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий
пересказ события — случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, —
уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов
искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству,
возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей
информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная
форма литературной организации языка. Рассказом принято считать
законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц.
Это приблизительная величина — два авторских листа. Такая вещь читается
«на одном дыхании».
Рассказ Распутина «Уроки
французского» — реалистическое произведение, написанное от первого лица.
Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом.
Тематика
«Странно:
почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою
вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за
то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки
французского». Тем самым он определяет основные темы произведения:
взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной
духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им
духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского,
общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием
чувств.
Идея
Игра на деньги
учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, -— поступок
безнравственный. Но что стоит за этим поступком? — спрашивает писатель.
Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница
французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к
себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто
от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагаетИГРАТЬ НА
ДЕНЬГИ и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.
Идея
рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не
жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего
воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти
слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».
Основные герои
Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.
Лидии
Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было
жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием,
оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике
замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им
развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к
состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.
Мальчик
поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах
выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в
виде цитатного плана.