В рассказе Платонова «Никита» встречается былевое и фантастическое
начало. Быль, как правило, повествует о том, что было в
действительности. Фантастика же рассказывает о нереальных предметах.
Все, что видит мальчик, существует на самом деле. Это и плетень, и пень,
и изба, и баня, и даже солнышко. Однако они словно оживают под
пристальным взглядом Никиты. И наполняются какими-то существами, которые
возникают в воображении ребенка. Так появляется фантастическое начало в
произведении. Но в конце рассказа отец ставит четкую границу между
фантастикой и вымыслом. То, что было придумано — не прочно, а то к чему
приложил свои усилия, становится очень твердой основой и никогда не
исчезнет.
Все непонятые обитатели, возникающие в воображении Никиты,
становятся неотъемлемой частью природы. Они остаются ее органичными
составляющими и очень хорошо чувствуют себя в своей среде. Сам Никита
очень близок природе, так как только он видит все те живые существа
населяющие ее. И природа, пусть лишь в воображении мальчика, оживает и одухотворяется.
И
эта ожившая «фантастическая» природа живет по тем же законам, что и
обыкновенные люди. Таким образом жизнь перед Никитой на уровне природных
«проявлений» предстает как борьба добра и зла, смена радости и грусти,
страдания и счастья. Никита открывает для себя новый мир за порогом
избы, жителей которой он уже хорошо знал. Сначала все привлекает и
притягивает его внимание, но со временем волшебные существа становятся
враждебными для него. Например, когда все вдруг становится страшным
Никите, только солнце приходит на помощь и согревает своим теплом. В
конце рассказа и неприметный кривой гвоздик оживает под руками
маленького и умелого мальчика и становится для него новым открывшимся
счастьем.
Однако отец находит другие объяснения оживлению природы в
глазах своего сына. И получается, что только доброе и отзывчивое сердце
способно наполнить жизнью окружающих людей, предметы. И если по жизни
человек сохранит эту уникальную способность, то он останется добрым на
всю жизнь.