Финифть: вечная чистота и яркость
В ювелирном деле этим словом называют эмаль, представляющую собой сплав стекла с яркими окислами металлов, который наносят на дорогие изделия из драгоценных металлов. В древности такая техника была известна на Крите, в Египте, в Греции и в Византии, но особенное развитие получила в Венеции. Словом «финифть» её называли в Греции, что переводится как «блестящий камень» , откуда слово вошло и в другие языки. В России эта ювелирная техника развивается с XVIII века, особенно в Ростове Великом. Теперь цветную эмаль наносят на основу из сплавов меди и серебра, отчего готовое изделие получается особенно красочным.
Каждому знакомы изделия из финифти, чарующие переливы ярких, чистых красок, стеклянистый блеск, изысканный рисунок. Финифть во все времена ценилась очень высоко, ведь ей не страшно время, она не подвержена атмосферным воздействиям, праздничные краски финифти не тускнеют и не теряют свежести со временем. Ну а традиционное сочетание финифти с филигранью делало изделия еще дороже. Недаром Петр I одаривал особо отличившихся своими портретами, выполненными именно в технике финифти.
Имена авторов абсолютного большинства произведений XVIII-XIX вв. из собрания музея неизвестны. Одним из немногих исключений являются миниатюры А. И. Всесвятского, священника ростовской церкви Всех Святых, работавшего на рубеже XVIII-XIX вв. Его работы отличаются широким использованием возможностей белой эмали -- она остается почти открытой в фоне, бликами лежит на ликах и одеждах святых. Светлые, прозрачные краски производят впечатление свежести, наполненности воздухом и светом. При исполнении личного мастер использовал иконопе.
Ростов Ярославский издавна славился мастерами миниатюрной живописи по финифти (эмали).Живопись по эмали близка по технике к росписи фарфора. Основой для этой росписи является тонкая медная пластинка, покрытая с обеих сторон слоем эмали. В процессе росписи огнеупорными эмалевыми красками пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора.
Искусство украшения эмалью металлических изделий достигло особо высокого совершенства на Руси в XVI - XVII веках. Расписной эмалью украшали столовую посуду, утварь, оружие, предметы церковного обихода.
Технология изготовления традиционной финифти выглядит следующим образом. Из листа меди вырезают пластинку нужной формы, выбивают ее, делая выпуклой. Затем покрывают смешанным с водой порошком белой непрозрачной эмали. После сушки следует обжиг в муфельной печи (при t 700-800 градусов) – эмаль плавится, становится гладкой и блестящей. Это – так называемое «белье». Обратная сторона пластинки подобным образом покрывается контрэмалью – чтобы пластинка не деформировалась.
На эмаль переносится рисунок с образца. Затем в несколько приемов выполняется собственно роспись. Применяются специальные огнеупорные (выдерживающие t 700-800 градусов) краски – растертые пигменты в смеси с маслом и скипидаром. Один из важных технических навыков живописца – усвоить, какие краски какую температуру плавления имеют, как они при обжиге изменяют цвет.
После любого этапа росписи – подмалевки (нанесение основных цветов) и каждой из нескольких прописок – пластинка просушивается и обжигается, чтобы краски расплавились и соединились с грунтом. Сложные миниатюры проходят не 2-3 прописки, как это требуется для монохромных вставок в ювелирные изделия массового производства, а до семи, всякий раз процедура сушки и обжига повторяется. Живописные миниатюры монтируются в ювелирную оправу.
Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей. Москва, Сергиев Посад, Петербург – все это центры, где живописные эмали изготавливали еще до того, как появился ростовский промысел. В Ростове финифть началась, как сравнительно недавно выяснила А.Е. Виденеева, – в середине XVIII века, при митрополите Арсении (Мацеевиче).
Искусство живописи на эмали появилось в городе Ростове во второй половине XVIII века. Потеряв тогда права центра административного, Ростов сохранил статус столицы духовной. Путешествовали в этот город многочисленные паломники со всей России. И царствующие особы, и вельможи, и простолюдины молились у гробниц святых. Эмалевые образки оказались удачным вариантом паломнических сувениров: более легки в изготовлении, чем традиционные иконы, – а значит, дешевле, они миниатюрны, долговечны, не портятся от света, сырости, жары, загрязнений. Самое главное – при сравнительно меньшей цене они выглядели более эффектно, имитируя яркостью красок, тонкостью живописи и сиянием эмали изделия из драгоценных металлов и самоцветов.
По данным 1788 года в списке мастеров финифтяного дела числилось 6 мастеров и 3 подмастерья, представлявших различные слои городского общества. По разным источникам известны живописцы по финифти, жившие и работавшие в Ростове во второй половине XVIII - первой трети XIX веков.