Умный вопрос
Россия - крупнейшее арктическое государство. Своей историей и основными жизненными интересами она связана с Арктикой, с Севером.
В настоящее время к районам Крайнего Севера
относится более 60% территории России. Здесь добывается 95% газа, 75%
нефти, 90% олова, основная часть золота и алмазов. 8% россиян,
проживающих на территории Крайнего Севера, производят 1/5 национального
дохода и обеспечивают почти 2/3 валютных поступлений [19, C.27].
Выступая с докладом на совещании, посвященном
развитию районов Севера, премьер-министр РФ Владимир Путин указал, что
«Север - наш стратегический резерв в развитии государственности» [39,
C.4].
В этой связи огромное значение имеет то, как
эффективна будет выстроена связь между Севером и материковой частью РФ. И
здесь все внимание приковано к развитию Северного морского пути -
«главной судоходной магистрали страны», по мнению Т. Станкевич и др.
экспертов.
Северный морской путь (СМП) соединяет северные и
дальневосточные порты, Европу с Азией. Северным морским путем можно
провести суда из Европы до Японии за 20 дней, в то время как
существующими маршрутами через Суэцкий канал и вокруг Африки корабли
идут до 50 дней.
Современный СМП - единственная широтная
транспортная магистраль на Европейском и Азиатском Севере, через которую
проходит снабжение товарами арктических районов. По СМП перевозятся
нефтепродукты, лес, уголь, промышленное оборудование, продовольствие.
СМП - «единственное средство освоения богатого
полезными ископаемыми Арктического шельфа, в котором только по
ориентировочным оценкам запасы минерального сырья содержатся на 1,5-2
трлн. евро в денежном эквиваленте» [39, C. 39].
«Морской транспорт, по мнению Ю.А. Евдокимова,
является в настоящее время практически безальтернативным и наиболее
эффективным способом завоза оборудования, энергоносителей, промышленных
товаров и продовольствия, необходимых для функционирования хозяйственных
комплексов, расположенных в прибрежных зонах Севера России, и вывоза их
продукции» [21, C.44].
В то же время, как указывает автор, современные
экономические условия требуют серьезных изменений в управлении
транспортной системой Крайнего Севера, новых механизмов менеджмента и
финансирования. В настоящее время практически нет единого проекта,
который бы отображал социально-экономические, физико-географические
особенности освоения Арктики, учитывал законодательные,
научно-исследовательские потребности, которые должны быть удовлетворены
для полноценной реализации потенциала Арктических регионов России.
В связи с вышеперечисленным актуальным видится данное исследование, целью которого является изучение особенностей функционирования Северного морского пути.