Сказать о них звери - мало. Фашист - больше, чем зверь. Это изверг, людоед. Кровь, человеческая кровь, истребление людей - вот, что питает фашиста, вот что держит его на ногах.
Мы никогда не простим кровавому Гитлеру смерть наших отцов и дедов! Никогда! Примеры истязаний фашистов над советскими людьми можно приводить бесконечно. Об этом больно вспоминать, но забывать об этом нельзя. Именно поэтому, несмотря ни на что, я приведу несколько примеров фашистского зверства.
В Бресте на футбольном поле фашистские изуверы начали расстреливать людей поодиночке. На глазах у матерей расстреливали их детей. Расправа продолжалась около часа. Оставшимся в живых фашистский офицер скомандовал: «Бегите!»- и толпа побежала. Вслед бегущим застрочил пулемет...
Под Калачом ранним июльским утро немцы открыли сильный минометный и артиллерийский огонь. Бойцы Красной Армии собрались дать фашистам отпор, но, выглянув из окопов, они увидели страшную картину. Около ста женщин, низко склонив головы, медленно шли по направлению к окопам, а позади них двигались вражеские танки, и то и дело раздавались пулеметные очереди по советским женщинам. Вот какой коварный, зверский, подлый поступок совершили фашисты.
В селе Ивищи Изноковского района Смоленской области немцы заперли в церкви полсотни пожилых людей и подожгли её.
Эти и другие письма, дневники, листовки военных лет, посмертные записки, найденные в гильзах, ветхие солдатские треугольники со штемпелями полевой почты, фотографии, вырезки из газет... Какое в них богатство чувств и мыслей! Собранные воедино, они воссоздают страницы героического прошлого, уже ставшего историей. Историей, которая не стареет от времени и всегда остается в памяти народной.
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является Готовое сочинение подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Эта Готовое сочинение сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне, огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ их поведения в один из самых критических периодов жизни страны и их собственной жизни.
Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне: большие эпические произведения, в которых дается осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны, мировой историей (романы К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и др.) психологическая проза, раскрывающая нравственные основы личности в трагических коллизиях войны (повести В. Быкова, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и др.) художественно-документальные произведения (книги С. Смирнова, В. Субботина, Д. Гранина, К. Воробьева и др.) драматургия (пьесы К. Симонова, А. Корнейчука и др.) поэзия (стихи Е. Винокурова, С. Гудзенко, М. Дудина, М. Луконина, М. Джалиля и др.). Независимо от жанра все произведения объединены одним — «памятью сердца», страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны.
Автобиографическая повесть «Это мы, Господи!..» была написана в 1943 году. Ровно тридцать дней, находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К. Воробьев о том, что довелось ему перенести в фашистском плену.
Страшные картины проходят перед глазами читателя:
«Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук — лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути... и молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!..»
«Двести голосов, просящих, умоляющих, требующих, наполнили деревеньку... Как морской шквал рвет и бросает из стороны в сторону пенную от ярости волну, так пригоршни капусты, бросаемые старухой, валили, поднимали и бросали в сторону обезумевших людей... Но в ту минуту... раздалась дробная трель автомата. Старушка, нагнувшаяся было за очередной порцией капусты, как-то неловко ткнулась головой в корзину да так и осталась лежать без движения...»
«Ребенок плакал не всегда. Иногда этот крошечный девятнадцатый член камеры пробовал предъявлять свои права на жизнь и свободу...
— Потерпи, мой ангел! Нам уже недолго осталось ждать! — звучал нежный, успокаивающий голос