К стр. 314-317
2. В стихотворении Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист...» поэт подробно рассказывает о приметах наступающей весны («воздух чист», «ясен небосклон», «шумят ручьи», «жавронок поёт»). Поэт приветствует весну, которая будит и его собственные силы, веселит душу. Поэт возрождается вместе с природой.
Какой литературный приём помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными?
Е.А. Баратынского особенно восхищает весной чистота воздуха, ясность, лёгкий ветер, облака, торжество пробуждающейся природы.
В стихотворении «Весна, весна! как воздух чист!» поэт всё внимание отдаёт описанию природы, использует много глаголов («слепит», «летают», «шумят», «блестят», «несёт») и кратких прилагательных («чист», «ясен», «обнажены», «шумен», «душист»), что создаёт впечатление быстрого движения.
В процитированной строфе поэт использует олицетворение: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам».
Олицетворения: «Взревев, река несёт // На торжествующем хребте // Поднятый ею лёд!»
Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «древа обнажены», «ветхий лист», «незримый жавронок», «заздравный гимн».
Метафоры: «С ручьём она ручей // И с птичкой птичка!»
Полное слияние с природой поэт описывает в последней строфе:
Что с нею, что с моей душой?
С ручьём она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!..
3. В стихотворении Баратынского «Чудный град порой сольётся...» говорится о видении и создании града из летучих облаков. Как вы это понимаете? Отчего исчезает видение города из облаков? Почему могут исчезнуть мечтания поэта?
Таким образом Баратынский описывает поэтическое вдохновение, воспарение поэта над мирским. Но поэтическая мечта хрупка, как лёгкие облачка, и любое грубое вмешательство постореннего быта могут её разрушить, как город из облаков.