Повесть
В. Г. Распутина «Уроки французского» переносят нас в далекое послевоенное
время. Для нас, современных читателей, подчас бывает трудным понять все те
обстоятельства, в которых жили люди в то нелегкое время. Ведь именно так жили
большинство людей. У мальчишки нет отца, а в семье, помимо него, много детей.
Измученная мать не может прокормить всю семью. Но тем не менее она отправляет
старшего сына учиться.
Она
верит в то, что у него будет хотя бы надежда на лучшую жизнь. Ведь до сих пор
ничего хорошего в его жизни не происходило.
Главный
герой рассказывает, как «глотал сам, и заставлял глотать свою сестренку глазки
проросшей картошки и зерен овса и ржи, чтобы развести посадки в животе — тогда
не придется все время думать о еде». Несмотря на голод, холод и лишения,
главный герой — талантливый и способный мальчик. Это отмечают все. На новом
месте мальчишке приходиться нелегко. Никому он здесь не нужен, никто о нем не
заботиться. В суровое нелегкое время у каждого стремление выжить самому и
спасти своих детей. До чужого ребенка никому нет дела.
Главный
герой — это мальчишка со слабым здоровьем, лишенный поддержки и заботы близких.
Он часто бывает голодным, страдает от головокружений, К тому же его продукты
очень часто крадут. Однако находчивый ребенок ищет свой выход из создавшегося
положения. И находит. Мальчишка начинает играть на деньги, хоть, с точки зрения
школьного начальства, такой поступок был настоящим преступлением.
Но
именно игра на деньги дает возможность главному герою покупать себе молоко: при
его малокровии молоко просто необходимо. Не всегда удача улыбается ему —
нередко мальчишке приходиться голодать. «Голод здесь совсем не походил на голод
в деревне. Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить,
сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица.
Тут для меня все вокруг было
пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля». На помощь главному герою
совершенно неожиданно приходит молодая учительница французского языка, Лидия Михайловна. Она понимает, насколько тяжело мальчику,
оторванному от дома и родных. Но сам главный герой, привыкший к суровым
условиям, не принимает помощи от учительницы.
Мальчику тяжело бывать у нее в гостях, пить чай, которым она
его угощает. И тогда Лидия Михайловна идет на хитрость — отправляет ему
посылку.
Но откуда городской девушке знать, что глухой деревеньке нет
и не может быть таких продуктов, как макароны и гематоген. Однако учительница
не оставляет мыслей помочь мальчику. Ее выход прост и оригинален. Она начинает
играть с ним на деньги, причем старается делать все возможное, чтобы выиграл
именно он