Природа изображена Нестеровым с глубоким вниманием и
любовью. Он тонко передал её нежную красоту и удивительную гармонию. Она избавлена
от повседневной суеты, умиротворённая, прекрасная в своей чистоте. Этот пейзаж,
как бы является воплощением чисты и благорасположенности.
Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледными
золотыми цветами картину. Линии плавные, круглящиеся, текучие, всё замерло в
ожидании чуда.
Слева лесистые холмы, под ними протекает голубая речка
(там где-то розовеют, дали, вьётся дымок), а ближе малахитовые огороды. Справа
золотится роща, деревянная церквушка с синими маковками.
Найдя убедительный пейзаж, уже написав фигуру мальчика и
некоторые пейзажные детали картины, художник никак не мог найти голову
мальчика.
Но однажды, идя по деревне, он заметил девочку лет
десяти, стрижённую, с большими, широко открытыми, удивлёнными глазами,
болезненную, с кордным, горячечно дышащим ртом. Наконец он нашёл, что искал.
И так, на переднем плане, на возвышенности стоят
пастушок, а монах. Тонкая фигура мальчика, помещена почти в центре картины, она
сливается с пейзажем и кажется неотъемлемой частью полей, зелёных перелесков,
трепетных деревьев, этого чисто русского пейзажа с его деревянною церковью и
извилистой речкой.
Большие, почти круглые глаза Варфоломея устремлены на
святого, худенькие ручки молитвенно сложены перед его грудью. Он замер в ожидании
чуда. Даже не приглядываясь к картине, можно понять, что между пастушком и
монахом идет разговор не на бытовые, а на возвышенные темы.
Отрок одет в белую рубашку, окаймлённую красной тесьмой,
синие порты и красные сапожки. Всё это символизирует юность, чистоту души
мальчика.
Перед мальчиком, рядом с высоким, старинным дубом, стоит
монах в чёрном плаще. Из-за его тёмного одеяния создаётся ощущение
(впечатление) массивности фигуры старца.
Белая рубашка, синий капюшон, нимб вокруг головы, говорят
о божественной чистоте его мыслей и деяний. А борода говорит о мудрости, но в
то же время красные кресты на капюшоне показывают молодость его души.
Чувствуется контраст между образами отрока и старца.
Несмотря на сказочность сюжета, нет ощущения его ложности,
надуманности.
Пейзаж на картине собирает в себе все красоты русской
природы, а Варфоломей и монах—молодое о старшее поколение.