Человек стоял в центре внимания христианского
мировоззрения, человеческая фигура выступала носителем основных художественных
идей. Наиболее значимые фигуры композиции (Христос,
Богоматерь, святые) изображались обычно во фронтальном положении. Окружающие их
фигуры располагались в более свободных позах (чаще всего в трехчетвертном
развороте), чем подчеркивалась особая значимость, иерархичность центральных
фигур. В профиль изображались, как правило, отрицательные (Иуда, Сатана), а
изредка и второстепенные персонажи. Центром многих изображений выступала обычно голова
(или нимб) главной фигуры, независимо от ее размеров. Круг нимба определял
центр гравитации иконы. Поэтому в ней фигуры обычно не стоят на земле, а как бы
парят, что создает иллюзию их нематериальности.