1) В узб. и тадж. музыке определ. ладовая основа мелодий ипесен (родств. явления - макам, мугам, мукам, рага). Для обозначения каждого М. использовалосьнаименование ладка на грифе муз. инструмента уд, позволяющего извлечь осн. тон данного М. (отсюданазв.; впоследствии в муз. практике уд был заменён танбуром). В течение длит. времени у народовмусульманского Востока существовали системы ладов, количество и последовательность к-рых не былистрого установившимися. В 13 в. Сафи-ад-дин писал о системе 12 осн. ладов (а также их подразделов - 24шу'ба) и разновидностей - 6 авазов и 24 мураккабат (букв. - составные части, смеси). Система 12 ладов вразл. нац. вариантах бытовала в течение неск. веков. Постепенно у разл. народов Востока сложились и др. ладовые системы. У узбеков и таджиков сформировалась система 6 М., или шашмаком. Вопрос о том, является ли эта система непосредств. развитием прежней системы 12 ладов, полностью ещё не разрешён. Каждый из узб. и тадж. М. имеет своё назв.: "Бузрук", "Рост", "Наво", "Дугох", "Сегох" и "Ирок". 4 из этих назв. отвечают назв. ладов в системе 12 ладов (с изменением обозначения "Бузург" на "Бузрук"), а 2 - их шу'ба, однако звукоряды их иные:
(белыми нотами выделены опорные ступени каждого звукоряда).