Познание окружающего мира младшими школьниками включает в себя ознакомление с различными объектами природы, растительного, животного мира под руководством педагога. Именно педагог закладывает основы экологического мировоззрения своих воспитанников. Учитывая особенности мышления детей с проблемами интеллектуального развития я стараюсь подбирать и выбирать те сведения о природе, которые дети могут понять и усвоить. При знакомстве с дикими животными, птицами, насекомыми я стараюсь представить материал таким образом, чтобы ребенок понял взаимодействие живого объекта со средой обитания. Закладывая основы экологического сознания, обращаю внимание детей на взаимодействие человека с живой природой, воспитании в детях бережного отношения ко всему живому.
Если от островов Северного Ледовитого океана двигаться на юг, то попадете в тундру. Тому, кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами, убаюканную метелями, словно навеки уснувшую во тьме полярной ночи, она покажется Спящей царевной.
В тундре холодно, пустынно и просторно, как в ледяных чертогах. Зимой здесь бушует, злится пурга. Во время пурги жители тундры стараются не выходить из своих жилищ, потому что в снежной круговерти можно легко потерять ориентиры и заблудиться даже недалеко от дома. Кажется, что нет ничего живого вокруг, но это совсем не так. Животный мир края разнообразен и уникален (342 вида птиц и 89 видов млекопитающих, среди последних наиболее значительной является популяция северного оленя, насчитывающего 600 тысяч голов). В арктической пустыне живут белые медведи, овцебыки, моржи, тюлени, нерпа, в тундре – заяц-беляк, северный олень, песец, лемминг, белая полярная сова и много других животных и птиц. Наряду с таким изобилием и разнообразием фауны тундры, некоторые виды животного и растительного мира занесении в Красную книгу как исчезающий вид. Среди этих млекопитающих находится и снежный баран или толсторог.
На эту тему я провела несколько занятий, на которых дети познакомились с образом жизни этого замечательного и гордого животного, который смог выжить в этих очень сложных климатических и экологических условиях. Обязательный упор делаю на сохранение и бережное отношение человека к природе родного края. Просмотрели несколько серий фильма «В стране Толсторога», где дети с замиранием смотрели и узнавали очень многое о жизни и выживании их в суровых условиях Таймыра. При проведении занятий по знакомству с животным и растительным миром Таймыра очень часто использую видеофильмы, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья лучше, легче усвоить данный материал и глубже его прочувствовать эмоционально. Мероприятия такого плана учат детей быть добрыми, заботливыми, развивают такие чувства как сопереживание, сочувствие, любовь к живому миру на Земле.