ГЛАВА III.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX В.
Европейская культура XIX века, пройдя через четыре века ренессансного и постренессансного перехода от феодальной средневековой культуры к новым условиям победившего капитализма, стала культурой светской и демократической. Эти ее свойства и характеризуют художественное творчество Х1Х-ХХ веков.
На протяжении последних столетий аристократическая придворная культура отмирала вместе со своими социальными носителями. Религиозная культура утратила былую мощь и всеохватность. Фольклор превратился в концертную самодеятельность и сувенирное производство; его классические формы сохранились лишь как музейные реликвии.
Прямым носителем культуры в XIX веке стал город, который начиная с XVII века создавал необходимые условия для развития научно-технического прогресса — фундамента европейской культуры Нового времени. Принципы, на которых она основывалась, оказывались диаметрально противоположными устоям феодальной культуры.
XIX век был веком переоценки ценностей прошлого и настоящего.
Для художественной культуры это означало, что старые формы художественного творчества, ориентированные на античную классику и средневековый символизм, вытеснялись новыми, которые стремились к изображению современного мира. Новой культурной доминантой вместо традиционализма стало признание абсолютной ценности новаторства и неповторимой индивидуальности художественного творчества. Такое радикальное изменение эстетической установки и творческого метода было следствием изменения отношений суверенной самодостаточной личности и общества Нового времени.
§ 1. НОВЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
XIX в. более чем предыдущие насыщен событиями в политической, социальной, экономической и культурной жизни, к нему нельзя подобрать такого краткого и емкого девиза, как к веку Просвещения. Хронология событий в истории культуры обычно повторяет ту, что принята в политической истории: с 1800-го по 1830 г., до 1848 г., до 1871-го и до начала XX в. Рубежи периодов обозначаются в соответствии с революционными событиями во Франции. Для истории культуры — это эпоха Гете, Гейне, Штрауса, Моне. И то, и другое деление односторонне. Два разных подхода характеризуют основные вопросы культуры XIX в.: Массы или личность? Коллективизм или индивидуальность? Разум или чувство?