(греч. άρχοντες «начальники», «правители»), в христианских представлениях (особенно у гностиков) духи-мироправители. Мысль о том, что земля до эсхатологической катастрофы находится во властимогущественных и таинственных, враждебных богу и человеку существ, довольно отчётливо выражена вканонических новозаветных книгах: сатана получает характерное наименование «архонт этого мира» (втрадиционном переводе - «князь мира сего», Ио. 12, 31 и др.); речь идёт о духовной войне верующего настороне бога «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмывека сего, против духов злобы поднебесных» (Эфес. 6, 12), о бессилии «ангелов», «начал» и «властей» («сил») отлучить христианина от любви божьей (Рим. 8, 38-39; «начала», как и «начальства» в Эфес. 6, 12 - это греч. 'αρχαί - лексический вариант слова «А.»). В ортодоксальной христианской системе А. безусловнопреданы злу, это вполне недвусмысленно бесы, слуги дьявола, как и он сам, они выступают как антагонистыбога-творца. Напротив, в гностических представлениях А. рассматриваются, во-первых, как существаамбивалентные, власть которых хотя и должна быть преодолена «совершенным» гностиком, но находится сзамыслами бога в очень сложных отношениях, и, во-вторых, как творцы материального космоса, а заодно инравственного закона как системы запретов и заповедей (в этой своей двуединой роли А. у гностиковсливаются с Яхве - богом Ветхого завета). Это особенно явно в той гностической системе, котораярассматривает Ветхий завет как продукт инспирации со стороны семи А. (седьмица - космическое число, ср. также Иран. Амеша Спента, христ. архангелы), между которыми поделены как имена и эпитеты библейскогоединого бога, так и имена ветхозаветных пророков (Иао, т. е. Яхве, «говорил» через Самуила, Нафана, Ионуи Михея, Саваоф - через Илию, Иоиля и Захарию; верховный среди А.- Иалдаваоф, рассматриваемый какотец превзошедшего его Иисуса Христа,- через Моисея, Иисуса Навина, Амоса и Аввакума и т. д.). У офитов(ранняя гностическая секта) А. имеют отчасти имена архангелов и зооморфное обличье; у Михаила ликльва, у Суриила - быка, у Рафаила - змия, у Гавриила - орла, у Фавфаваофа - медведя, у Ератаофа - пса, уФарфаваофа или Оноила («осло-бог») - осла; между этой семёркой А. стихии и народы поделены пожребию. Верховный А., отождествляемый также с Абраксасом, дух космического целого, не будучиабсолютно злым, пребывал, однако, в греховном невежестве относительно существования бесконечнопревосходящего его абсолютного бога, за которого принимал самого себя; вывести его из этого заблужденияпризван его сын, превосходящий его мудростью и благостью. Иногда, как в гностической системе Василида, образ верховного А. раздваивается на «великого А.», царившего от Адама до Моисея, и «второго А.», даровавшего при Моисее Закон.