Кавказские горы относятся к молодым горам, т. к. еще продолжается процесс горообразования, поэтому достаточно часто случаются землетрясения.
Однако, образ Кавказских гор и связанных с ними мифических и легендарных представлений получили наиболее завершенное отображение у персов (иранцев) . Иранские кочевники принесли с собой новую религию — зороастризм и связанное с ней особое миропонимание. Зороастризм оказал серьезное влияние на мировые религии — христианство, ислам, и отчасти, буддизм. Иранские названия сохранили, например, горы и реки Кавказа (река Аба — «вода» , гора Эльбрус — «железная») . Можно также указать на популярную на Востоке частицу «стан» в таких названиях стран, как Дагестан, Айастан, Пакистан, которая также иранского происхождения и переводится примерно как «страна» .
Иранского же происхождения и слово «Кавказ» , которое присвоено горным хребтам в честь эпического царя Древнего Ирана Кави-Кауса.
Первая часть его имени «Кави» (или «Кей» ) обозначает в иранской мифологии сословие жрецов, создателей ритуальных текстов. В «Авесте» (главной книге зороастризма) кави рассматривались как сторонники первобытно-шаманистских культов и противники зороастризма. Позже «кави» обозначало титул царя, откуда и появилось название первой династии иранских царей «Кейяниды» . Кави-Каус (в «Авесте» — Кави-Усан) — второй царь династии Кейянидов.
Во всемирной известной поэтической эпопее «Шахнамэ» (Книга царей) классик ираноязычной литературы Абуль Касим Фирдоуси повествует, что Кави-Каус правил 150 лет. Желая уничтожить зло, он отправился в поход против дэвов (демонов) , но ослепленный попадает в плен к Белому Дэву. Богатырь Рустам вызволяет Кави-Кауса и возвращает ему зрение при помощи печени Белого Дэва. Позже Кави-Каус снова попадает в беду. Полюбив коварную дочь йеменского царя красавицу Судабу, он идет на него в поход и снова попадает в плен. Рустам и здесь вызволяет Кави-Кауса.
«Авеста» упоминает Кави-Кауса как царя, владеющего всем миром. Ему подчиняются и птицы, и звери, и даже черные демоны помогают ему воздвигать чудесные дворцы на вершине горы Эльбрус. Демоны сооружают ему семь магических чертогов их золота, серебра, меди и т. д. Вошедшие в эти чертоги старцы вновь обретали молодость.
Ни власть над миром, ни роскошь дворцов не умалили гордыню Кави-Кауса. Он поднимается на орлах в небеса, чтобы установить и там свое влияние. Однако, орлы сбрасывают его над рекой Амуль (вероятно над Аму-Дарьей) в лесу, где его тело было найдено слугами. Богоборческие порывы Кави-Кауса могут роднить его с Прометеем, а падение с небес — с Фаэтоном либо Икаром. Образ Кави-Кауса также близок библейскому царю мудрости Соломону, которому помогают строить храм плененные им демоны. Соломон возгордился и повелитель демонов Самаил уносит его на край земли (Сирийский апокриф «Повесть о Соломоне» и славянские «Сказания о Соломоне и Китоврасе») . Самаил принял облик царя и подменил его на престоле, тогда как Соломон должен был бродить по земле нищим, вымаливая у бога прощение. Так, за коротким словом «Кавказ» скрывается богатая история разных народов, судьбы которых переплелись и смешались, обрастая мифами и легендами.