В
повести Максима Горького «Детство» множество эпизодов, с помощью которых
выражается авторское отношение к жизни, характеризуются герои. Одним из
таких эпизодов является «Пляска бабушки». Музыка, ритм танцевальных
движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не
плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала
свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и
невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то
создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном,
счастливом. Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше
ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню
в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне,
чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка
во время танца становилась «буйно-красива и мила».
Описывая сам
характер танца, писатель использует выразительные метафоры и сравнения:
«плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется
нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось
и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону,
уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь»,
«ее сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства
позво-ляют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать
состояние героини.
Танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.
Итак,
эпизод горьковской повести «Детство», условно названный «Пляска
бабушки», по-новому раскрывает образ бабушки, передает ее переживания,
сложный внутренний мир.Танец бабушки – сценка, рассказ. У него есть
сюжет, даже герои. Первая часть «рассказа» спокойная, задумчивая.
Героиня его кого-то ждет, поглядывая из-под руки вокруг, она осторожна и
нерешительна. Но вот героиня «рассказа» остановилась, напугавшись
чего-то. Тут же изменилось лицо: нерешительность сменилась суровостью,
«лицо дрогнуло, нахмурилось». Но что-то радостное произошло, а, может
быть, она узнала того, с кем встретилась, потому что лицо «тотчас
засияло доброй, приветливой улыбкой». Теперь уже бабушка плясала за
двоих. Она «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой
кого-то». Но что-то говорит ей герой, уговаривает, заставляет себя
слушать, так как опустила голову бабушка, «замерла, прислушиваясь,
улыбаясь все веселее». И исчезла нерешительность, изменился характер
пляски: «ее сорвало с места, закружило вихрем». На глазах у мальчика
бабушка преобразилась. Теперь «она стала стройней, выше ростом, и уж
нельзя было глаз отвести от нее – так буйно-красива и мила становилась
она в эти минуты чудесного возвращения к юности!» Наблюдая за людьми во
время песен, танцев, герой видит, что никто не остается равнодушным: во
время песен «все застывали, очарованные», на протяжении пляски «людей за
столом подергивало, они тоже порою вскрикивали, подвизгивали, точно их
обжигало». Бабушку ее танец преобразил, она помолодела.
Ребенок впервые столкнулся с силой искусства. «Певцы да плясуны – первые люди на миру!», – говорит одна из героинь «Детства».