Портрет зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя.
Он дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане он
стимулирует читательское воображение.
Другая его функция - помочь через выделение каких-то внешних деталей
заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств.
Портретная характеристика напрямую связывается с психологическими
особенностями личности. Действительно, внешность человека, его манера
одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и т. п. могут при
внимательном взгляде многое сказать о человеке.
Через внешний облик можно определить черты характера героя.
Например, весь внешний вид Базарова показывает отсутствие стремления
понравиться с первого взгляда.
И. С. Тургеневу достаточно упомянуть об “обнаженной красной руке” Базарова,
и читатель сразу понимает, что перед ним человек, не боящийся никакого труда.
“Длинный балахон с кистями”, “висячие бакенбарды песочного цвета” -все эти
детали показывают, что даже во внешнем облике героя содержится плохо
скрываемый вызов “феодалам”.