1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль ранее изученного.
Устный опрос.
1.Какие органы растений относят к генеративным, а какие к вегетативным?
2.Что такое корень?
3.Что такое корневая система?
4.В чем отличия между стержневой корневой системой, и мочковатой?
3.Актуализация опорных знаний.
Предлагаю ученикам рассмотреть свеклу морковь, корнеклубни хлорофитума, омелу, и указать, где находятся в предложенных образцах корни.
Затем объяснить ученикам, что на самом деле, предложенные образцы – это тоже корни, только видоизмененные.
Объявление цели урока: Сегодня на уроке мы подробнее рассмотрим видоизменения корней, и установим причину их возникновения
4. Изучение нового материала.
В корневой системе ряда растений откладывается много питательных веществ, поэтому развивается запасающая ткань, что приводит к утолщению корня. Если утолщается главный корень, образуются корнеплоды (свекла, морковь, редис), если утолщаются боковые корни или придаточные — корневые клубни (георгины, батат).
При определенных условиях жизни растений у корней могут появляться новые функции и несколько изменяться строение.
Видоизменения корней.
Корнеплоды – накапливают питательные вещества в главном корне
Клубнекорни накопление питательных веществ в боковых корнях (георгин, хлорофитум)
Воздушные корни (орхидеи - поглощают из воздуха воду и кислород
Ходульные корни – поддерживают растение (кукуруза)
Дыхательные корни – обеспечивают дыхание болотным растениям
Корни - присоски - у паразитов или полупаразитов (омела, повилика)
Корни - прицепки – прикрепляю растение к опоре (плющ)
Так какова же причина возникновения корней? (Выслушиваю варианты учеников) ответ – появление дополнительной или изменение основой функции.
5 . Закрепление и систематизация знаний.
Продолжение лабораторная работы № 4. Корень и корневые системы. Видоизменения корня.
6.Подведение итогов урока и домашнее задание7. Домашнее задание: §, конспект