Парафины - насыщенные (не имеющие двойных связей между атомами
углерода) углеводороды линейного или разветвлённого строения.
Подразделяются на следующие основные группы:
1. Нормальные парафины, имеющие молекулы линейного строения. Обладают
низким октановым числом и высокой температурой застывания, поэтому
многие вторичные процессы нефтепереработки предусматривают их
превращение в углеводороды других групп.
2. Изопарафины - с молекулами разветвленного строения. Обладают хорошими
антидетонационными характеристиками (например, изооктан - эталонное
вещество с октановым числом 100) и пониженной, по сравнению с
нормальными парафинами, температурой застывания.
Нафтены (циклопарафины) - насыщенные углеводородные соединения
циклического строения. Доля нафтенов положительно влияет на качество
дизельных топлив (наряду с изопарафинами) и смазочных масел. Большое
содержание нафтенов в тяжёлой бензиновой фракции обуславливает высокий
выход и октановое число продукта риформинга.
Ароматические углеводороды - ненасыщенные углеводородные
соединения, молекулы которых включают в себя бензольные кольца,
состоящие из 6 атомов углерода, каждый из которых связан с атомом
водорода или углеводородным радикалом. Оказывают отрицательное влияние
на экологические свойства моторных топлив, однако обладают высоким
октановым числом. Поэтому процесс, направленный на повышение октанового
числа прямогонных фракций - каталитический риформинг, предусматривает
превращение других групп углеводородов в ароматические. При этом
предельное содержание ароматических углеводородов и, в первую очередь,
бензола в бензинах ограничивается стандартами.
Олефины - углеводороды нормального, разветвлённого, или
циклического строения, в которых связи атомов углерода, молекулы которых
содержат двойные связи между атомами углерода. Во фракциях, получаемых
при первичной переработке нефти, практически отсутствуют, в основном
содержатся в продуктах каталитического крекинга и коксования. Ввиду
повышенной химической активности, оказывают отрицательное влияние на
качество моторных топлив.