Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие МУЗЫКИ.
Вне ВОСПРИЯТИЯ нет МУЗЫКИ, т. к. оно является основным звеном и необходимым условием изучения и познания музыки.
На нем базируется композиторская, исполнительская, слушательская, педагогическая и музыковедческая деятельность.
МУЗЫКА
как живое ИСКУССТВО рождается и живет в результате единения всех видов
деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.
к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует.
В
сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и
творческого воображения зарождается музыкальный ОБРАЗ, который затем
воплощается в МУЗЫКАЛЬНОМ произведении.
Слушание МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗА, - т. е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных
звуках, обусловливает все остальные ГРАНИ музыкального восприятия.
ВОСПРИЯТИЕ
- субъективный образ предмета, явления или процесса непосредственно
воздействующего на анализатор или систему анализаторов.
Иногда
термином восприятия обозначается также система действий, направленных на
ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е.
чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.
Как образ
восприятие есть непосредственное отражение предмета в совокупности его
свойств, в объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения,
которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь
отдельных свойств предметов и явлений воздействующих на анализаторы.
ОБРАЗ
- субъективный феномен, возникающий в результате
предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной
деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение
действительности, в котором одновременно представлены основные категории
(пространство, движение, ЦВЕТ, форма, фактура и т. д.) .
Завершённость
МУЗЫКАЛЬНОГО произведения, в свою очередь, оборачивается
процессуальностью в исполнительской интерпретации, которая оставляет в
памяти слушателя завершённый образ произведения.
Например..,
наиболее отчетливо тенденция образной подготовки к восприятию МУЗЫКИ
проявляется тогда, когда эта подготовка опирается на образ другого
искусства.
Такие параллели, как рассказ К. Паустовского «Старый
повар» и вторая часть симфонии «Юпитер» В. Моцарта, картина В.
Васнецова «Богатыри» и «Богатырская симфония» А. Бородина, картина
Перова «Тройка» и романс Мусоргского «Сиротка» .
Понятие о
музыкальном образе, как и сама образная система, - это понятие
категорическое, находящееся постоянно в процессе развития, эволюции,
движения.
«ОБРАЗ есть там, где есть содержание. "
Устанавливать
же границы музыкального образа возможно лишь в том случае, если имеется
в виду не отражение действительности вообще. А конкретные явления, будь
то предмет, человек, ситуация или отдельное психическое состояние.
Тогда в качестве музыкального
ОБРАЗА
мы воспримем музыкального образа мы воспримем музыкальное «построение,
объединенное каким-либо одним построением, одним характером» .
По
мнению исследователей, ОБРАЗ является такой категорией МУЗЫКАЛЬНОЙ
науки, к осмыслению которой необходимо вновь и вновь обращаться.
Эстетические
дефиниции, касающиеся образной системы, меняются на протяжении развития
искусствоведческой и музыкальной науки. Разнообразие аспектов много
определяет в актуальности изучения этой темы.
Например, ОБРАЗ и
художественная концепция произведения, пути сложения музыкальной
образности в МУЗЫКЕ, разнообразие образов и жанровая система или
стилевая типизация образной системы в произведениях композиторов.
ролик : Ванессы Мей) из современных исполнителей ..-как пример, её
исполнеие МУЗЫКИ. . -она создала некий ОБРАЗ и свой стиль исполнения,
новую подачиу и трактовку известных произведений МУЗЫКИ