«Песнь о собаке» — одно из самых пронзительных в русской поэзии стихотворений о животных.
Рассказана, вроде бы, вполне обыденная история о том, как утопили
щенков. Для Сергея Есенина, выросшего в деревне, картина хорошо знакомая
— в обычае топить щенков деревенские люди не видели ничего плохого. Но
эта история рассказана так, что читатель не может не сочувствовать
любящему и страдающему живому существу.
Начинается стихотворение радостно. В первой строфе нарисована
трогательная картина материнского счастья собаки. Здесь нет
сентиментальных слов и фраз — всё просто названо своими
именами: «Семерых ощенила (собака женского пола, тут просто не пропускает литературное выражение), / Рыжих семерых щенят» . Она вылизывала
своих детенышей, и «Струился снежок подталый / Под тёплым её
животом». Тёплое отношение к этому событию определяют сразу несколько
выразительных средств. Во-первых, это метафора златятся рогожи — на
рогожах золотого цвета (жёлтого, радостного) родились щенята. Во-вторых,
это ласковый звук л, который звучит всё время (златятся; ласкала;
струился). С помощью лексического повтора: «Семерых ощенила /
Рыжих семерых щенят », — показана радость собаки. Ну и, конечно же,
уменьшительное — снежок, а также эпитет — тёплый живот. Первая и вторая
строфы проникнуты нежностью. Ничто не предвещает беду. И единственная
тревожная нотка: «До вечера она их ласкала … ».
Собаке удалось повозиться со своими детьми только один день. В
следующей строфе тревога нарастает стремительно, появляется строчка с
нагромождением согласных: «Семерых всех поклал в мешок». Эпитет хмурый
(хозяин) усиливает тревожное впечатление. Использование просторечного
слова поклал подчёркивает ощущение, что хозяин совершает привычное дело.
А в следующей строфе автор использует очень сильный приём — фигуру
умолчания. Самая страшная сцена опущена — она скрыта за
многоточием. Просто долго дрожит вода на месте падения мешка со щенками.
Лексический повтор «бежала» — «бежать» передаёт состояние
матери-собаки. Есенин так и не допустил в своё стихотворение никаких
сентиментальностей — он рассказывает о случившейся трагедии обычными
словами, не окрашенными эмоционально. Именно поэтому
такими убедительными, а не метафоричными выглядят дальнейшие события:
собака-мать принимает «месяц над хатой» за одного из своих щенков.
Собака обращается со своей болью «в синюю высь». Плач собаки показан с
помощью повторяющихся гласных звуков: и, ю, о, у:
в синюю высь звонко
Глядела она, скуля …
Образ месяца, привычного символа ночи, усиливает трагическую тональность
строфы. Действие происходит сразу в двух измерениях — в бытовом и в
космическом, потому что нарушена гармония Мира. Вся жестокость
совершившегося сконцентрирована в последней строфе стихотворения —
показано не собачье, а вселенское горе:
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Искренность и сила поэтической выразительности Есенина так велики, что
горе одного живого существа в этом стихотворении разрастается до
вселенских масштабов. При этом каждый из читателей ощущает не только
горе собаки, но и переживания автора. Стихотворение написано
разносложной стопой с ударением на разных слогах.
Сделать меньше не могу^^""""
Надеюсь, помогла.