Современная наука – это поистине рецепт жизни.
Наука участвует в той или иной степени во всех
видах творчества, обслуживает все виды
материальной и духовной деятельности людей,
плодами которой пользуются все члены общества.
Однако развитие науки – это важная, но не
единственная ветвь культурного прогресса. Другой,
не менее важной, является развитие его
гуманитарной ветви, эстетической культуры и его
ядра – искусства, в первую очередь.
Искусство – самая многоплановая характеристика
общества: здесь вся его биография, его анамнез и
эпикриз, обвинительное заключение и аттестат его
социальной зрелости. Но искусство – не только
портрет, но и автопортрет данного общества.
Искусство сегодня – барометр, чутко реагирующий
на все изменения в политической, нравственной,
духовной атмосфере общества.
Поскольку характер развития науки и искусства в
каждую эпоху детерминируется в конечном итоге
социальными факторами, отражающими особенности
этой эпохи, сциентистский характер нынешнего
столетия, несомненно, сказывается и на современном
искусстве, как и на всей эстетической культуре в
целом.
Действительно, наука воздействует и на факторы,
обусловливающие состояние и развитие искусства и
определяющие самые различные его параметры.
Наука воздействует и на самое искусство, причем
на самые различные его компоненты, стороны,
аспекты – на сам процесс художественного
творчества, на его субъекта – художника, на
продукты этого творчества, влияя таким образом на
его содержание и формы, направление, масштабы и
даже темпы развития, определяя, в известной мере,
его эффективность, его социальную значимость.
Преобразуя окружающий мир,
оказывая многоплановое влияние на самого
человека, наука воздействует и на
объект искусства. Наука, далее, вооружает
художника новейшими и достовернейшими
знаниями о мире, обществе, о себе самом,
воздействуя на его духовный мир,
определяя всю философию его жизни и творчества.
Наука воздействует не только на
характер и содержание творчества, не только на его
формы, но и направление его
развития, на количественные и качественные
характеристики, формы и средства
тиражирования, распространения и восприятия, на
эффективность воздействия
художественных произведений, на способах их
хранения и репродукции. Проблема взаимоотношений науки и искусства –
традиционный объект
философского анализа, неизменно требующий своего
переосмысления в свете нового
исторического опыта. Но при этом она неизменно
остается исключительно
многогранной проблемой, требующей всестороннего
анализа разнообразными
инструментами исследования.
Проблема эта включает широкий
спектр взаимосвязанных вопросов – о
взаимном воздействии науки и искусства, об их
общности и различиях , каждый
из которых оказывается в неразрывной связи с
множеством более частных проблем.
В силу этого она выступает то, как проблема
соотношения различных видов творчества, форм
мышления, форм отражения
действительности (таких как эмоциональное и
рациональное, образное и
понятийное, художественное и теоретическое и т.д.),
что проявляется в
соответствующих традициях, течениях, школах; то в
более широком аспекте – как проблема соотношения
двух сфер культуры ,
или, в иной формулировке, как соотношение двух
культур (технической и
гуманистической).
Проблема соотношения между
искусством и наукой не исчерпывается
рассмотрением вопроса об их связи,
определением степени или характера этой связи
(воздействие, взаимодействие,
тождество и т.п.). Связь эта – одна из сторон
сложного диалектического
соотношения, ибо общность науки и искусства
неразрывно связана с их различием,
их спецификой и изучение одной из сторон
оказывается неполноценным. Общность здесь
проявляется в различии, а последнее таится в самом
единстве , соответственно чему
исследование проблемы общности и единства между
наукой и искусством требует диалектического
подхода,
диалектического анализа и оценки.