Относительно этого персонажа Юрий Карлович в разное время и по разным поводам сделал несколько любопытных признаний. Оказывается, образ Тибула, как писал Олеша Константину Паустовскому, в какой-то степени был навеян ранним рассказом «Канатоходец» Александра Грина, чьи «волшебные книги» Олеша очень любил. Другой след тянется к воспоминаниям детства — к первой встрече с кукольным театром; тогда мальчику особенно понравилась кукла, изображавшая длинного, худого, в пестрой обтянутой одежде человека.
В сознании Олеши эта фигурка стала гимнастом, канатным плясуном. Наконец, в брошюре-программе к балету «Три Толстяка» (в связи с постановкой балета в Москве, на сцене Большого театра) Олеша упомянул тоже памятные ему с детских лет исторические рассказы о борьбе каких-то голубых и синих в цирках Византии. «Усвоить, что это такое в точности, я не мог. И мысль о синих и голубых и о цирке осталась в памяти, как мысль художественная. И может быть, она проявилась в дальнейшем не только в том, что канатоходцу я дал древнее имя Тибула, но также и в том, что я соединил понятие цирка с понятием борьбы каких-то двух сил».
Прибавьте к этому сохранившееся у Олеши на всю жизнь увлечение цирком. Он писал о нем не однажды. Писал в прозе и в стихах, стремясь передать ощущение праздника, восторга, неизменную свою любовь к людям цирка. Есть у него и строчки, посвященные воздушному гимнасту:
Чудеса ль бывают часто?
Сериозен человек,—
Но в воздушного гимнаста
Я влюблен! Влюблен навек.
Купол. Ввысь рука. Улыбка.
До свидания!
Лечу!
Тело легкое, как скрипка,
Пролетает по лучу.
Сильный, ловкий, смелый гимнаст настолько уверен в себе, в своем мастерстве, что на цирковой арене даже решается оспаривать границы, поставленные человеку природой. Кто же другой, кроме самого лучшего, самого знаменитого гимнаста в городе Трех Толстяков (а лучшим, знаменитейшим гимнастом был Тибул), дерзнул бы, спасаясь от охотившихся за ним гвардейцев, пройти над площадью Звезды по стальному тросу, как по проволоке?
Любопытно еще одно свидетельство: когда на студии «Мультфильм» возникла идея экранизации романа «Три Толстяка» и речь зашла о том, как внешне “будет выглядеть Тибул, Олеша назвал постановщикам вполне «земное» имя знаменитого футболиста Андрея Старостина, в нем видел идеал мужской красоты и своего рода прообраз героя будущего фильма.
Так или иначе, сделав Тибула, который уже давно поселился в воображении писателя, одним из главных персонажей своей сказки, Олеша заставил его не просто действовать «в кругу революционного сюжета». Вместе с оружейником Просперо Тибул становится вождем бедняков.