Появление мундира в русской армии напрямую связано с введением обязательной военной формы. В конце XIX века Петр I своими масштабными реформами преобразил внешний облик российских военных раз и навсегда.
Конечно, с новыми правителями облачение военных модернизировалось и видоизменялось. Порой в лучшую сторону, иногда же из-за особых царских увлечений наряды утрачивали удобство ценой излишней красоты. Однако, несмотря ни на что, вот уже более трех столетий российские служащие несут на своих плечах память и честь русского мундира. Мы вспомним самые яркие моменты из истории военного гардероба.
Петровский старт
Рядовой гренадер лейб-гвардии Преображенского полка и рядовой гренадер армейского полка в эпоху Петра I. Одинаковую форму русские военные, как известно, получили при Петре I. Мундиры до 20-х годов XVIII века шили из разного по цвету сукна, так как закупить большие объемы однотонной ткани за границей было довольно сложно. Только с поднятием мануфактурного производства в России, к середине XVIII века мундиры стали делать максимально похожими для всех военных и по покрою, и по цветовому окрасу.
Отличить офицерский мундир от рядового можно было по широкому галуну и позолоченным пуговицам, позднее и по погонам. В общем виде армейской формы также имелись некоторые геральдические различия старших по рангу от младших. Например, офицеры петровских времен носили на шее металлические пластинки и шарфы через плечо.
Екатерининский подход к мундирам
Военная форма при Екатерине II.
С приходом к власти Екатерины II русская армия тоже претерпела немало изменений. Положительным моментом в преобразовании военного гардероба конца XVIII века стало влияние Григория Потемкина. Благодаря его рекомендациям солдаты и офицерский состав получили свободные в покрое мундиры и другие элементы костюма, выполненные с упором на практичность и удобство в ежедневном ношении. Подобный подход был впервые использован не только в Российской армии, но и в военном мире в целом.
Тогда же, в 1786 году, началось деление войск по цветам мундиров. Пехота получила зеленые мундиры с красными вставками, драгунов одели в синюю форму с красным, артиллерию выделили красно-черным окрасом. В летний период в качестве альтернативы теплым мундирам военным стали выдавать легкие кители.
Как Суворов Павла I проучил
Военная форма при Павле I.
Суровые перемены ждали Российскую армию с вступлением на престол фаната прусского обмундирования Павла I. Свое увлечение формой на прусский манер Павел перенес прямиком на отечественных военнослужащих, чем вызвал недоумение и отторжение со стороны ведущих полководцев Империи. Главным недоразумением Павловской армии стали даже не затянутые узкие мундиры, лишившиеся былой русской индивидуальности, а требования к прическам военных. Так, всем воинам было приказано носить парики с косой и буклями на висках, залитыми пивом и осыпанными пудрой. Подобная «опрятность» и красота отечественных войск сказывалась не лучшим образом на боеготовности армии и воинском духе в целом.
Против такой реформы военного обмундирования активно выступал А. В. Суворов, именно ему приписывают фразу: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, а я не немец, а природный русак».
За подобные выпады Павлом I было разжаловано более 200 генералов, порядка 2000 офицеров и 7 генералов-фельдмаршалов, в число которых попал и Суворов. Однако при первых же серьезных столкновениях с настоящей войной император вызвал из ссылки Суворова и призвал его руководить армией на свой лад. Тогда-то великий полководец и сумел облегчить участь русских солдат, в приказном порядке сняв с них искусственные косы и распустив тугие мундиры.
Чем грозит расстегнутый мундир
Военная форма во времена Александра |
Расстегнутые по приказу Суворова узкие павловские мундиры помогли солдатам в итальянском походе сохранить честь и достоинство русской армии и одержать очередную победу. В иных же обстоятельствах подобная фамильярность в отношении мундира считалась недопустимой.
Известно, что полковник Римский-Корсаков в 1821 году во время званого ужина вопреки существующим правилам расстегнул мундир. За такую небрежность он был лишен права ношения формы и вынужденно уволен в отставку. Одна лишь фраза императора Александра I решила тогда судьбу полковника лейб-гвардии: «Мундир Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит». Возможно, именно после этого показательного случая в Российской армии возникло и укоренилось такое понятие, как честь мундира.
Кстати, при Александре I была вновь проведена военная реформа. Прусские косички и узкую форму отправили в прошлое, а мундиры преобразили в сторону удобства. По типу фрака их стали делать короткими и не столь затянутыми, как в прежние времена.