Раскол в Русской православной церкви принято связывать с исправлением богослужебных книг и изменениями в обрядах. Различные подходы к иконописи и церковной архитектуре явились отражением сложных процессов, происходивших внутри церкви. С одной стороны, государство стремилось уменьшить еще сохранившуюся самостоятельность церкви и ограничить церковное землевладение. С другой стороны, внутри самой церкви возникли определенные конфликты.
Существовали большие разногласия в церковных книгах, составе святых, порядке богослужения. Не хватало грамотных церковнослужителей, росло недовольство церковью среди прихожан. Появились «беспоповские» ереси. Нарастала оппозиция и среди городского духовенства. Еще в 40-е годы 17 века в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия», группировавшийся вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева. К нему примкнули будущий патриарх Никон ( в тот момент – архимандрит Новоспасского монастыря), И.Ю. Неронов, Ф.Ртищев, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и др. Сблизившись с молодым царем Алексеем Михайловичем, они убедили его в необходимости церковных преобразований – было издано несколько указов, исправляющих порядок церковной службы, но провести эти реформы в масштабах всей страны не удалось. За этими внешними причинами стояла идея Москвы как «третьего Рима». Чтобы достичь этого, надо было привести русские тексты богослужебных книг в соответствие с греческими и унифицировать обряды и чины.
В 1652 году Никон становится патриархом и предпринимает реальные шаги к реформированию церкви. К этому моменту его взгляды претерпели некоторые изменения. «Ревнители благочестия» желали по возможности вернуться к старой московской традиции. Усиление же церковно-политических связей с южно - славянскими странами, укрепление престижа русской православной церкви требовали унификации обрядов по единым греческим образцам.
Для перевода церковных книг и унификации обрядов приглашаются знатоки богословской литературы Епифаний Славинецкий , Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий. При Оружейной палате готовят специальных мастеров иконописцев. Печатный двор начинает печатать новые книги.
В 1653 году земные поклоны заменены поясными, вместо двух пальцев, надо креститься тремя; слово «аллилуйя» произносится не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не «по солнцу», а «против солнца»; внесены изменения в церковную и монашескую одежду; иконы и книги исправляются в соответствии с греческими образцами.
. В глазах ревнителей сторонники реформ представлялись еретиками и богохульниками, а имя Никона они произносили с ругательствами. Официальная церковь тоже не осталась в долгу, объявив ревнителей еретиками. В 1658 году « ревнители благочестия» были осуждены церковным собором, многие арестованы и сосланы.
В 1658 году патриарх Никон, поссорившись с царем, удалился в Ново-иерусалимский монастырь и пригрозил оставить патриаршество. Царь Алексей Михайлович, видевший в Никоне не просто строптивого и надменного человека, но противника усиления абсолютной власти царя, воспользовался случаем. И в 1666-1667 церковный собор с участием восточных патриархов низвел Никона с патриаршества. Он был отправлен в Феропонтов монастырь; потом в Кирилло-Белозерский монастырь, где умер в 1681 году.
Но реформы Никона, продолжателем которых был Алексей Михайлович, были одобрены Большим московским собором. Не принявших реформ собор предал анафеме и объявил еретиками. Все были осуждены по соборному уложению 1649 года.
Собор 1666 -1667, отлучивший ревнителей от церкви, положил начала расколу. У его истоков стояли два выдающихся деятеля 17 века: патриарх Никон и протопоп Аввакум. Ни один не победил. Судьба их сложилась трагически.
За свои убеждения протопоп Аввакум провел 10 лет в ссылке в Сибири и 10 лет в земляной тюрьме Пустозерска. Вместе с другими был заживо сожжен в 1681 году.
Церковный собор подтвердил независимость духовной власти от светской. Был упразднен монастырский приказ и отменена практика суда светского учреждения над духовенством.
Отражение церковных реформ в программной росписи соборов Московского кремля.
Стенопись Успенского собора. Иконостас Успенского собора по греческому образцу.
Облачения патриархов.
Станковая живопись середины 17 века в Московском Кремле